Регулирование СМИ в Грузии, Украине и Кыргызстане

Иллюстративное фото: Pixabay

Автор текста: Бекболот Касаболотов

За последние годы средства массовой информации стали объектом критики многих высокопоставленных лиц. Некоторые из них инициировали судебные разбирательства, а другие – законопроекты. При этом не всегда при подготовке законопроектов учитывали опыт зарубежных стран

В рейтинге Индекса свободной прессы, составленной международной неправительственной организацией «Репортеры без границ» за 2017 год, Кыргызстан оказался на 98-м месте, Украина – на 102-м, Грузия – на 61-м.

Изучение правового регулирования средств массовой информации в этих странах и их правоприменительная практика может существенно помочь Кыргызстану в совершенствовании кыргызского законодательства о свободе слова.

Основы

Итак, конституции всех трех стран устанавливают, что каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Основной закон в этих странах признает право свободно получать, искать, хранить, использовать информацию и распространять его устно, письменно либо иным способом.

Продолжая конституционную мысль о свободе слова, государствами были приняты соответствующие законы. Так, вскоре после обретения независимости, в 1992 году, Кыргызстан принял Закон «О средствах массовой информации». После распада советского союза в Украине был принят Закон «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине. В Грузии же изначально действовал Закон «О печати и других средствах массовой информации», но после принятия в 2004 году Закона «О свободе слова и выражения» он утратил силу.

Понятийный аппарат

Для сравнения законодательств нескольких стран для начала следует определить, как государства понимают одни и те же термины. Отдельная статья, предусмотренная для определения терминологии предусмотрена только в законе Грузии “О свободе слова и выражения”. В Кыргызстане и Украине понятия могут быть разбросаны по всему закону. По данному критерию Грузия может стать примером для Кыргызстана. В грузинском законе даются определения таким понятиям как “общественное внимание”, “пропорциональность ограничения”, “абсолютное и квалифицированная привилегия”.

В целом различия в понятиях не столь существенны и исходя из смысла и содержания законов трех стран можно понять, что речь идет об одних и тех же понятиях.

Регистрация

Ключевым моментом для сравнения законодательств Грузии, Украины и Кыргызстана является порядок регистрации средств массовой информации.

Так, в Кыргызстане порядок регистрации средств массовой информации в самом законе не указан. Однако регулируется отдельным положением, где установлено, что для регистрации СМИ требуется подать заявление установленной формы с указанием определенных сведений, в том числе источника финансирования. Есть ограничение иностранного участия в телерадиоорганизациях. В Украине же имеется ограничение иностранного участия в информационных агентствах и телерадиоорганизациях. Печатные средства массовой информации в Украине не могут создаваться органами государственной власти, иными государственными органами и органами местного самоуправления. Регистрация информационных агентств и печатных изданий имеет заявительный характер. При регистрации информационных агентств в заявлении так же как и в Кыргызстане указываются источники финансирования. В Грузии нет особого порядка регистрации СМИ.

Оскорбление, клевета, ответственность

Законы анализируемых стран не приемлют оскорбление в средствах массовой информации и обязывают публиковать опровержения. Немного отличается закон Грузии, где в отличии от законов Кыргыстана и Украины клевета подразделяется на клевету на частное и публичное лицо.  Кстати, грузинский закон относит к публичному лицу не только должностных лиц, но и тех,  чьё решение или мнение оказывает значительное влияние на общественную жизнь, а также лиц, на которых, обращено общественное внимание в результате их определенных действий в связи с отдельными вопросами. В Украине и Кыргызстане определения публичного лица не имеется.

Примечательно, что иск за клевету в Грузии может быть подан в течение 100 дней после того как лицо ознакомилось или могло ознакомиться с (клеветническим) заявлением. Законами также предусматривается ответственность за нарушение профильного закона и случаи освобождения от ответственности. В Украине и Грузии ответственность несут лица, нарушившие закон. Тогда как в Кыргызстане к ответственности могут быть привлечены учредитель СМИ, орган СМИ (редакция или редактор) и лицо, предоставившее материал.

При освобождении от ответственности следует обратить внимание на такой важный аспект как общественный интерес. В Грузии под общественным интересом понимают интерес общества (а не простое любопытство отдельных лиц) к явлению, связанному с осуществлением в демократическом обществе общественного самоуправления. Так, к примеру, лицо ответственно за разглашение только той тайны, охрана которой ему была поручена по службе или гражданской сделкой и разглашение которой создает явную, прямую и существенную опасность благу, охраняемому законом. Но если разглашение тайны ставило целью защиту законных интересов общества и охраняемое благо превышает причиненный вред, то лицо освобождается от ответственности.  При рассмотрении вопроса присвоения статуса общественного внимания или любопытства любое разумное сомнение, не подтвержденное в установленном законом порядке, должно разрешиться в пользу присвоения явлению статуса общественного внимания.

В Законе Украины  “Об информации” прямо предусмотрено, что гражданин освобождается от ответственности информации с ограниченным доступом, если суд установит, что указанная информация представляет общественную значимость. В этом же законе установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за высказывание оценочных суждений.

В кыргызском же законе нет и упоминания об общественном интересе.

Проблемы стран и контекст

Очень важно понимать, что перенять опыт зарубежных стран только потому что это кому-то нравится — не совсем логично. У каждой страны свой взгляд на необходимость введения  тех или иных норм, и каждая страна по своему смотрит на текущую ситуацию исходя из контекста и существующих проблем.

Так, в Украине выделяют такие проблемы как давление на СМИ, преследования журналистов, отсутствие доверия к медиа из-за обилия фейковых новостей. Грузинские журналисты отмечают, что их основными проблемами являются монополизация рынка, отсутствие государственных СМИ. Кыргызстану в какой-то мере свойственны эти же проблемы, за исключением того, что государственные СМИ имеют преобладающее положение, позволяющее злоупотреблять государству манипулировать информацией.

В этой связи следует отметить, что для совершенствования законодательства о свободе слова недостаточно изучить опыт зарубежных стран, необходимо также изучить внутренние проблемы и потребности СМИ и населения в области свободы слова.

Добавить комментарий

вход