Ваше право на свободу…

Иллюстративное фото

Автор: Сайкал Малик кызы

Давлением на родственников манифестантов в эти дни обернулся мирный митинг на площади Ала-Тоо в Бишкеке – после того, как группа молодых людей вышла 17 сентября на акцию протеста, чтобы обратить внимание властей государства на обстановку в Баткенской области Кыргызстана, связанную с неопределённостью границ с соседними странами. Развязкой события стал разгон манифестации сотрудниками милиции, а участники массового мероприятия были задержаны

— Буквально вчера, 6 октября (беседа происходила 7 октября – прим.ред.), — рассказывает также задержанный ранее участник митинга Айкут Конушбай, — я случайно узнал, что моих родителей вызывали в ОВД города Кара-Куль и расспрашивали обо мне, моих родственниках. Цель допроса неизвестна. И вообще непонятно, какую процессуальную форму имела эта «беседа».

Участник той самой, ныне печально известной акции протеста, Айкут Конушбай рассказывает, что стало толчком для проведения митинга:

— Вечером 16 сентября мне начали поступать видеоматериалы от моих друзей в Баткене, где в это время произошла стычка на границе. Это было похоже не на какой-то мелкий инцидент, а скорее на полномасштабные военные действия. Я хотел поддержать баткенских друзей, потому что я чувствую, что власть не рассматривает конфликты, которые там постоянно происходят. И выйдя на мирный митинг, я хотел сказать баткенцам: «Мы с вами, вы не одни!». С этой целью я и вышел на площадь Ала-Тоо 17 сентября. Когда я приехал туда в 9:00, там уже было около 10 человек (демонстрантов) и сотрудники милиции. Это был мирный митинг. Беспорядков никаких не было. Нас начали провоцировать именно сотрудники милиции: они грубили нам, матерились. Потом они стали требовать, чтобы мы ушли в сторону парка Панфилова. Мы их послушались. Сотрудников набиралось всё больше, а их действия становились всё агрессивнее, они нас отталкивали, резко выдёргивали самых «говорливых». Одного молодого парня мы от них вытащили. Участники мне показались адекватными, никто не грубил. От милиционеров мы только и слышали: «Ты здесь не стой! Иди вон туда!», «Ты не имеешь права стоять здесь! Иди, садись вон на скамейку!», — и другие глупые фразы. Затем стали выяснять, из какого мы региона, и т.д. Это был не уровень полковников милиции, кем они являлись по званию. Я был очень неприятно удивлен. Это было мое первое мирное собрание, где я был участником, и никогда раньше я не сталкивался с такими действиями милиции. Потом эти сотрудники стали задерживать нас, грубо применяя силу. Все произошло неожиданно. Меня взяли с двух сторон двое милиционеров, а третий пнул меня в пах. Это было очень низко и подло. И всех активных участников задержали и посадили в автобус, через полчаса нас отвезли в Первомайский районный отдел милиции. Нас отпустили после разбирательств и только после вмешательства журналистов и наших родственников.

К слову, Айкут Конушбай оказался единственным участником митинга, который решил обжаловать произвол силовиков:

— 19 сентября я подал заявление в Первомайскую районную прокуратуру с жалобой на незаконные действия сотрудников милиции. Несмотря на то, что по новому Уголовно-процессуальному кодексу прокуратура должна была зарегистрировать мое заявление сразу, зафиксировали его только 23 сентября. Также мое заявление попало в органы национальной безопасности, и сейчас ведется следствие…

На мой вопрос о действиях милиционеров пресс-секретарь Бишкекского городского управления внутренних дел Улан Джумаков ответил, что сотрудники милиции не задерживали участников митинга, а «лишь провели в пункт милиции, чтобы провести профилактическую беседу насчет проведения мирных митингов». Когда я спросила, нарушили ли участники акции закон, и в чём конкретно заключались эти нарушения, что с демонстрантами надо было проводить специальную беседу, — У.Джумаков сослался на то, что участники не уведомили власть о предстоящем собрании.

Между тем право на свободу мирных собраний — одно из самых важных в демократической стране. Оно позволяет власти «услышать» собственных граждан и понять, чего они хотят, и если их недовольство обоснованно, как можно быстрее устранить нарушение.

А ссылка на то, что с манифестантами беседовали «специально» потому, что те не уведомили власти, и вовсе несостоятельна. Давайте заглянем в уж точно не читанный теми самыми милиционерами пункт 2 статьи 34 Конституции:

«Не допускается запрет и ограничение проведения мирного собрания, а также отказ в его надлежащем обеспечении ввиду отсутствия уведомления о проведении мирного собрания, несоблюдения формы уведомления, его содержания и сроков подачи».

Не мешает стражам порядка ознакомиться хотя бы на досуге и с пунктом 3 той же статьи 34 Основного закона (где, кстати, странным образом ничего не сказано о превентивных мерах вроде «профилактических» пинков в пах):

«Организаторы и участники мирных собраний не несут ответственности за отсутствие уведомления о проведении мирного собрания, несоблюдение формы уведомления, его содержания и сроков подачи».

А теперь – о правах и обязанностях всех действующих лиц.

  • получать информацию от государственных органов о том, какие действия ими предпринимаются для обеспечения проведения собрания;
  • требовать своей защиты органами внутренних дел (ОВД);
  • общаться с журналистами и СМИ;
  • использовать звукоусиливающую аппаратуру (в допустимых пределах);
  • проводить собрания в любых законных формах;
  • проводить фото-, видеосъемку собрания.
  • соблюдать мирный характер собрания и требования законов;
  • выполнять законные требования сотрудников ОВД, МСУ, госорганов;
  • соблюдать общественный порядок;
  • не препятствовать свободному передвижению граждан, не участвующих в мирном собрании.
  • иметь при себе оружие или другие специально подготовленные предметы, которые могут быть использованы для нанесения вреда здоровью и жизни людей, а также для причинения вреда имуществу;
  • распространять или употреблять алкоголь, наркотические средства, психотропные или другие одурманивающие вещества.
  • за неповиновение законному требованию сотрудника ОВД, выполняющего обязанности по охране общественного порядка, — 3000 сомов (для физических лиц) — ст.82 Кодекса «О нарушениях»;

нарушение установленного законом порядка проведения мирных собраний — 3000 сомов (для физических лиц) — ст.91 Кодекса «О нарушениях».

Согласно Закону «О мирных собраниях», органы государственной власти и управления, местного самоуправления (МСУ) обязаны:

  • уважать и обеспечивать право на свободу мирных собраний без какого бы то ни было различия по признаку пола, расы, языка, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств;
  • не давать оценку целесообразности проведения собрания;
  • не определять сами или запрещать участникам собрания определять время, место его проведения и маршрут движения (кроме ограничений, описанных в законе);
  • органы МСУ должны вместе с органами внутренних дел (ОВД) обеспечить, чтобы мирное собрание состоялось.
  • обеспечивать защиту участников мирного собрания;
  • проявлять уважительное отношение к участникам;
  • требовать соблюдения общественного порядка;
  • требовать прекратить правонарушение или любое действие, которое препятствует проведению собрания.
  • принимать участие в мирном собрании в качестве участников;
  • препятствовать организаторам, участникам собрания, если они предпринимают правомерные действия;
  • снимать или скрывать отличительный знак сотрудника ОВД;
  • отказываться предъявлять удостоверение сотрудника;
  • препятствовать участникам собрания или другим лицам проводить фото-, видеосъемку собрания.
  • за незаконное воспрепятствование проведению мирного собрания или участию в нем — штраф для физических лиц в размере от 30000 до 60000 сомов (ст.88 Кодекса о проступках);
  • за незаконное воспрепятствование проведению мирного собрания или участию в нем либо принуждение к участию в нем, совершенное с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо угрозой применения такого насилия, — наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет, или исправительными работами  от двух с половиной до трёх лет, или штрафом от 260000 до 300000  сомов, или лишением свободы до 2 лет 6 месяцев (ст.197 Уголовного кодекса).

Добавить комментарий

вход