Не резиновый «вирусный» бюджет…

Автор: Бекболот Касаболотов

Прошёл месяц со дня подписания главой государства Указа о введении чрезвычайного положения на отдельных территориях Кыргызстана, включая столицу Бишкек. К моменту обнародования этого документа в стране уже было зафиксировано 16 случаев заражения коронавирусной инфекцией. За месяц число заразившихся возросло до 630 человек, восемь из них умерли. Сообразно разрастанию инфекции пугающе растут и бюджетные расходы

По данным Новостной службы «Прецедентинфо», бюджет Министерства здравоохранения на 2020 год — без специальных средств — был утвержден в сумме 2 миллиардов 273 миллионов 656,7 тысячи сомов, что на 159 миллионов 10 с половиной тысяч сомов меньше бюджета на 2019 год, утвержденного в размере 2 миллиардов 432 миллионов 667,2 тысячи сомов), на 475 миллионов 783,2 тысячи сомов — уточненного бюджета (на 2019 год – 2 миллиарда 749 миллионов 439,8 тысячи сомов) и на 160 миллионов 391,9 тыс. сомов меньше фактически исполненного бюджета на 2019 год.

По сообщениям Министерства финансов, учреждения Министерства здравоохранения и Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики финансируются в приоритетном порядке.

Согласно данным ведомства, расходы за первый квартал 2020 года по учреждениям здравоохранения составили 3 миллиарда 165,0 млн. сомов, что по сравнению с соответствующим периодом 2019 года на 384,2 млн. сомов больше (или рост составил 113,8 %).

Здесь важно понимать, что Минфин, сознательно или нет, преподнес это как хороший результат. Но если подойти с другой стороны, это означает, что по сравнению с предыдущим годом расходы увеличились на 384,2 млн. сомов. Причем затраты возросли как на заработную плату и социальные отчисления, так и на приобретение медикаментов и продуктов питания.

На 10 апреля 2020 года Министерство здравоохранения без учета специальных средств было профинансировано на сумму 347 миллиона 189,1 тыс. сомов, или на 93,4% от плана, утвержденного на этот период. При этом необходимо отметить, что за рассматриваемое время затраты в системе Министерства здравоохранения были направлены в основном на текущие расходы, составившие приблизительно 99,9%, в т.ч. 52,2 % — фонд оплаты труда, 45,51% — приобретение и использование товаров и услуг, 3,7% — оплата коммунальных услуг и пособия социальной помощи населению в размере 1,2%, а оставшиеся 0,8% направлены на капитальные расходы, что для развития сектора здравоохранения крайне мало.

Согласно сведениям Департамента государственных закупок, с начала нынешнего года до 10 апреля государственными учреждениями были произведены закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения на сумму 355 миллионов 340 тысяч 455 сомов, дезинфицирующих средств – на 6 миллионов 713 тысяч 619 сомов, средств индивидуальной защиты на сумму 15 миллионов 750 тысяч 796 сомов, масок – на 1 миллион 239 тысяч 247 сомов.

Исходя из сложившейся ситуации, а также в случае ухудшения положения в стране эти расходы могут увеличиться многократно.

Понимая эту проблему, вице-премьер-министр Эркин Асрандиев сообщил, что кабинет министров готовит предложения по секвестированию, то есть урезанию бюджета. Такое решение было обусловлено также прогнозируемым правительством до конца года «выпадением» бюджета, которое может составить более 30 миллиардов сомов.

Однако анализ содержания портала государственных закупок показывает, что, несмотря на неоднократные рекомендации Совета безопасности и правительства страны, многие государственные органы и органы местного самоуправления всё ещё не сократили свои расходы, направленные на экономию бюджетных средств и сохранение запаса. В текущей ситуации правительству нужно проявить больше решимости и внести конкретные предложения по урезанию бюджета, в конце концов, он не резиновый. А самое главное —  правительству нужно определить финансирование сектора здравоохранения в сложившейся обстановке как критически приоритетного.

Добавить комментарий

вход