Налоговые споры предлагают рассматривать в третейском суде

Иллюстративное фото: unsplash

В то время как все взоры обращены на предстоящую конституционную реформу и выборы президента, депутаты парламента продолжают разрабатывать законопроекты.

Депутат Марлен Маматалиев предлагает разрешать налоговые споры не только в государственном суде, но и в альтернативном органе – третейском суде. Разрешение дел в третейском суде имеет следующие преимущества:

  • быстрое рассмотрение споров;
  • повышение качества судебных решений;
  • рассмотрение споров независимыми и беспристрастными арбитрами с соответствующей квалификацией;
  • повышение инвестиционной привлекательности страны;
  • решение третейского суда проще исполнить в иностранном государстве, чем решение государственного суда;
  • нейтральный способ разрешения конфликтов.

Партнерская группа Прецедент проанализировала законопроект и выявила ряд рисков, на которые необходимо обратить внимание. Вкратце рассмотрим некоторые из них:

Арбитры не избираются сторонами

Cогласно законопроекту жалобы по налоговым спорам рассматриваются коллегиально в составе из трех арбитров. При этом все три арбитра назначаются председателем третейского суда, а не сторонами. Данное положение не соответствует правовой природе третейских судов.

Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики придерживается следующего мнения:

«Отличительной особенностью третейского разбирательства является возможность сторон избрания состава арбитров, которому стороны доверяют защиту своих гражданских прав и соответственно признают его решения».

Решения третейского суда не окончательны

Законопроект допускает сторонам обжаловать решение третейского суда в Верховный суд. Данное положение противоречит сущности третейского разбирательства.

Конституционная палата считает, что решение третейского суда носит окончательный характер и не подлежит обжалованию:

«Окончательность решения третейского суда и невозможность его обжалования, вытекают из правовой природы института третейских судов, которые основаны на принципе автономии воли и свободы договора».

Получение согласия уполномоченного органа

Налогоплательщики не могут самостоятельно обратиться в третейский суд. Обязательное условие – получить согласие уполномоченного органа. Эта норма послужит препятствием для налогоплательщиков. Есть вероятность того, что государственный орган не даст согласие и откажется передавать спор в третейский суд.

Третейский суд – это форма разрешения гражданских споров (договорные, экономические, в том числе инвестиционные споры). В Кыргызстане постоянно действующим третейским судом является Международный Третейский суд при Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики.

 С полным текстом анализа можно ознакомиться пройдя по ссылке.

Добавить комментарий

вход