Загадочная история исчезновения президента “Сапат”

Автор: Бермет Джаныкулова

Фото: МОУ “Сапат”

С вечера 31 мая 2021 пропал президент сети школ “Сапат” гражданин Кыргызской Республики Орхан Инанды. По этому факту с заявлением в милицию обратился его сын Юсуф Косе. Было начато уголовное производство по статье 170 УК КР “Похищение человека”.  Президент Садыр Жапаров поручил ГКНБ и МВД подключить дополнительные силы к поискам, а граждане провели акции перед зданием Посольства Турции в Кыргызстане, «Белым домом» и Домом правительства в Бишкеке, требуя найти пропавшего президента “Сапат”. 8 июня 2021 стало известно, что пропавшего гражданина объявили в розыск по линии Интерпола.

По словам супруги президента “Сапат” Орхан Инанды находится в турецком посольстве и правоохранительные органы КР никак не отреагировали и не проверили полученную от неё информацию.

9 июня 2021 глава государства вылетел с официальным визитом в Турцию. Пресс-секретарь главы КР Эрбол Султанбаев по итогам визита сообщил:

«Эрдоган (президент Турции) ответил, что не знает его, у него нет никакой информации и что ничего не хочет слышать о сторонниках ФЕТО».

16 июня 2021 депутаты ЖК заслушали информацию государственных органов по факту исчезновения Орхан Инанды. Заместитель министра внутренних дел Нурбек Абдиев отметил, что на сегодняшний день из Турции, Казахстана, Грузии, Чехии, Румынии, Афганистана пришли ответы, что данное лицо с 1 июня 2021 не пересекал границы этих стран, хотя нет и информации о том, покидал ли он Кыргызскую Республику. Депутаты раскритиковали работу правоохранительных органов, отметив: “Мы позоримся перед всем миром, не будучи способными защитить своего гражданина”. Депутат Мейкинбек Абдалиев поднял вопрос: «Имеют ли право спецслужбы других стран проводить спецоперации в республике?».

Одновременно с этим первый заместитель главы Госкомитета нацбезопасности Рустам Мамасадыков на заседании сообщил о расследовании по поводу получения гражданства Орхана Инанды.  В указе президента от 22 декабря 2012 года № 259 имя и фамилия Орхана Инанды не присутствуют. В отношении расследования из источника нет информации, является ли это расследование в рамках уголовного производства, а если да, то на основании чего такое производство было начато, так в соответствии с УПК КР регистрация в ЕРПП является обязательной.

Статья 51  Конституция КР в отношении граждан дает четко понять:

“2. Ни один гражданин не может быть лишен своего гражданства. За лицами, являющимися гражданами Кыргызской Республики, признается принадлежность к гражданству другого государства в соответствии с законами и международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика…

  1. Гражданин Кыргызской Республики не может быть выдворен за пределы республики или выдан другому государству.

  2. Кыргызская Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Первый вопрос рассматриваемый в этой статье из чего состоит статья 170 УК КР и какое наказание ждет лиц, совершивших похищение Орхан Инанды?

“Статья 170. Похищение человека

  1. Похищение лица помимо его воли, сопровождаемое перемещением с места его постоянного или временного пребывания с последующим удержанием в месте, отличном от его местопребывания, при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 244 настоящего Кодекса, совершенное путем захвата, обмана или с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо угрозы применения такого насилия, —

наказывается лишением свободы II категории (от двух лет шести месяцев до пяти лет)

  1. То же деяние, совершенное:

1) группой лиц или группой лиц по предварительному сговору;

2) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

3) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

4) с целью получения выкупа либо иной личной заинтересованности;

5) в отношении двух или более лиц;

6) с причинением по неосторожности тяжкого вреда;

7) с целью изъятия у лица или у умершего человека органов или тканей для трансплантации, —

наказывается лишением свободы III категории (от пяти лет до семи лет шести месяцев)”.

Однако вместе с этим стоит принять во внимание потенциальный дипломатический иммунитет виновных лиц.

Возможно ли было сделать обыск в турецком посольстве?

В соответствии со статьей 22 Венской конвенцией о дипломатических сношениях (далее по тексту — Венская конвенция), принятой 18 апреля 1961 года и стороной которой также является Кыргызская Республика помещения посольства Турции неприкосновенны и все внутри, включая средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Любые действия с помещениями могут осуществляться с согласия главы посольства на основании чего возникает вопрос был ли сделан такой запрос от Кыргызской Республики? В общедоступных источниках такой информации нет, а значит стоит ожидать, что государство даже не попыталось сделать подобный запрос.

Однако такой дипломатический иммунитет не абсолютен, статья 38 Венской конвенции гласит, что сотрудники посольства и сам  посол “пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций”. К сожалению практика показывает, что в настоящее время иммунитет стал источником злоупотребления, когда сотрудники представительств и их главы совершают преступления на территории другого государства и избегают какого-либо наказания за это. А страны-хозяйки предпочитают выдворять, но не привлекать к ответственности виновных лиц.

Гражданин КР Орхан Инанды не является преступником и не совершал преступление на территории КР. В соответствии с Конституцией КР государство обязано защищать его права и жизнь, как суверенная страна не допускать проведение каких-либо силовых операций со стороны иностранного государства. Тем не менее со дня его исчезновения прошло более 20 дней, а правоохранительные органы не могут дать какую-либо информацию об обстоятельствах его похищения, местонахождении и состоянии.

Добавить комментарий

вход