Правовые тонкости развала власти

На прошлой неделе лидеры парламентских фракций предложили снять с должности премьер-министра, а также отозвать главу Жогорку Кенеша. В ноябре же прошлого года лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев предлагал начать процедуру импичмента Президента в марте 2017 года. В связи  с этим – и независимо от появившихся впоследствии изменений в «структуре момента» — возникла необходимость описания вышеуказанных процедур

Одной из первых инициатив стало предложение О. Текебаева об отрешении от должности Президента — процедуры, которая должна проходить следующим образом.

Конституция Кыргызской Республики гласит, что Президент может быть отрешен от должности только на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения в совершении преступления, подтвержденного заключением генерального прокурора о наличии в действиях Президента признаков преступления.

Правом выдвигать такое обвинение обладают не менее одной трети депутатов от их общего числа, и оно подается в форме письменного представления, где должны быть указаны признаки преступления, вменяемого в вину главы государства, а также обоснование его причастности к указанному преступлению.

Парламент для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения в течение 7 дней своим постановлением создает специальную комиссию, которая далее также в семидневный срок должна подготовить заключение.

Заключение и представление рассматриваются на заседании Жогорку Кенеша, по итогам которого проводится голосование не позднее семи дней со дня представления заключения спецкомиссии. Обвинение может быть выдвинуто постановлением Жогорку Кенеша большинством голосов от общего числа депутатов.

Если парламент выдвинет обвинения против Президента, спикер должен в течение 3 дней направить генеральному прокурору постановление о выдвижении обвинения против Президента и другие необходимые документы. Надзорный орган в месячный срок должен рассмотреть все документы и подготовить заключение.

После получения заключения Торага в трёхдневный срок направляет его всем фракциям и комитетам. В течение последующих семи дней Жогорку Кенеш рассматривает заключение генерального прокурора с целью выяснения наличия в действиях Президента признаков преступления.

В том случае, если по итогам рассмотрения заключения надзорного органа не подтвердится наличие признаков преступления, вменяемого в вину главе государства,  обвинение считается отклоненным.

В случае подтверждения такого обвинения Жогорку Кенеш принимает постановление о назначении даты рассмотрения по существу выдвинутого против Президента обвинения и заключения генерального прокурора.

После рассмотрения вопроса по существу на голосование ставится вопрос об отрешении от должности Президента. Постановление принимается тайным голосованием двумя третями голосов от общего числа депутатов. Если в этот срок Жогорку Кенеш не примет решение, обвинение считается отклоненным.

Предложение о снятии с должности спикера парламента — в данном случае Чыныбая Турсунбекова — принадлежит главе фракции «Республика – Ата Журт». Для того, чтобы отозвать спикера парламента, Омурбеку Бабанову необходимо было бы получить поддержку не менее двух третей депутатов от их общего числа.

Вопрос об отзыве Тораги или его заместителя вносится в повестку дня заседания решением Жогорку Кенеша по инициативе фракции и должен быть рассмотрен не ранее 72 часов и не позднее пятого дня после подачи соответствующего заявления.

Уже второго февраля парламентская фракция партии «Республика – Ата Журт» решила внести вопрос об отзыве Тораги и направить заявление спикеру для включения в повестку дня. Так что уже в скором времени на заседании парламента вопрос об отзыве Тораги Жогорку Кенеша гипотетически был бы рассмотрен — при условии включения этого вопроса в повестку дня.

Для реализации предложения отставки Правительства также можно пойти несколькими путями: 1) выразить недоверие Правительству; 2) развалить правящую коалицию большинства.

Как уже известно, после известной публичной перепалки с главой кабинета министров фракция «Ата Мекен» решила начать сбор подписей для выражения недоверия Правительству. Чтобы инициатива фракции была рассмотрена на заседании Жогорку Кенеша, необходимо собрать подписи как минимум 40 депутатов. После чего постановление о выражении недоверия Правительству может быть принято большинством голосов. После выражения недоверия Правительству Президент вправе или принять решение об отставке Правительства, или не согласиться с решением Жогорку Кенеша.

При «удачном» стечении обстоятельств могло бы случиться и такое, что и Правительство ушло в отставку, и парламент остался без своего спикера, и Президент отрешен от должности. Хотя останется только гадать, насколько могли быть «удачными» такие решения, если бы они привели к неустойчивости и хрупкости власти, которая впоследствии могла просто и окончательно разбиться вдребезги.

[SvenSoftSocialShareButtons]

Добавить комментарий

вход