Процесс формирования судейского корпуса в Кыргызстане важнее президентских выборов

Интервью ИА АКИpress

21-07-2011
12:03

Бишкек (АКИpress) — Сегодня общество в Кыргызстане стоит перед вопросом, от успешного решения которого зависит будущее тысяч граждан, экономическая и социальная ситуация в стране. В соответствии с Конституцией в республике предстоит осуществить смену всего судейского корпуса.

В соответствии с основным законом формирование судейского корпуса возложено на Совет по отбору судей и президента Кыргызстана. Основную роль в формировании качественного кадрового состава судебной системы должен выполнить Совет по отбору судей. В данный коллегиальный орган ориентировочно войдет 24 человека. Треть из них выдвинет Совет судей (орган самоуправления судей), треть – правящее коалиционное большинство, треть – оппозиционные парламентские фракции.

За комментариями о процессе процессе формирования судейского корпуса агентство АКИpress обратилось к независимому юристу, руководителю партнерской группы «Прецедент» Нурбеку Токтакунову.

— Нурбек, вы один из тех, кто пытается донести до общества чрезвычайную важность процесса формирования судейского корпуса, скажите, чем по вашему чревато для республики упустить из-под общественного контроля этот момент.

— Процесс формирования судейского корпуса важнее президентских выборов. Личностные качества президента, каким бы нехорошим он ни оказался после своего избрания, не будут иметь фатального значения в условиях политической конкуренции — вся его деятельность будет находиться в жестких рамках противоборствующих политических интересов, финансово-экономических факторов, требований гражданского общества и давления международного сообщества.

Но политическая конкуренция сохранится только если в стране появится правосудие. Нынешнее состояние политической конкуренции очень нестабильно, система все время ищет какой-нибудь центр политической власти, чтобы стабилизироваться вокруг него. Чиновничество очень страдает без такого центра, правоохранительная система очень страдает без него, потому что непонятно у кого «отмечаться», кому платить, у кого получать индульгенцию на нарушения.

Нарушения происходят и сейчас, но в условиях политической конкуренции ни у кого не может быть уверенности, что все останется скрыто. Если в стране не появится правосудие, после президентских выборов неизбежно появится монопольный центр политической власти в виде какой-либо политической группы (необязательно партии) , коррупционеры вздохнут с облегчением и все пойдет по известному нам кругу. Власти будут все больше и больше наглеть, в обществе продолжится накопление недовольства, потом появятся харизматичные лидеры, которые поведут за собой людей.

Следующий социальный взрыв не сможет оседлать ни одна политическая группа. Поэтому процесс формирования судейского корпуса намного важнее президентских выборов!

— Данный процесс пришелся на летнее каникулярное время…

— Дело не в том, что каникулы, дело в том, что жарко и люди разомлели, они хотят отдохнуть. Они и так устали от политики, а тут еще жара. Но людям надо осознать, что формирование судейского корпуса это больше чем политика, это затронет каждого, это затронет все.

Милицейский произвол ни за что не прекратится, если не появится правосудие. Приличный инвестор никогда не придет в страну, в которой некому рассудить спорящих, в стране будут хозяйничать только хищники от бизнеса. Чиновничество будет продолжать воровать или в лучшем случае просто просиживать штаны. Реальный ВВП не поднимется, образование и медицина будут продолжать ходить с протянутой рукой, на улучшение дорог денег никогда не будет.

Поэтому очень важно мобилизовать общественное мнение. Мы сейчас создаем Общественный совет по контролю судопроизводства и Совета по отбору судей. Причем, нам не нужны, как в прочих ОНС полномочия, подаренные властью. Мы считаем, что сила органов гражданского контроля не в полномочиях, а в способности сформировать общественное мнение.

— В своих публичных высказываниях вы говорили о том, что процедура избрания в Совет по отбору судей нарушила Конституцию. Поясните, пожалуйста.

— В Конституции сказано, что оппозиция и пропозиция избирают членов Совета из представителей гражданского общества. Раз в Конституции применен такой термин, как «гражданское общество», значит его надо расшифровать.

Понятие «гражданское общество» охватывает, во-первых, всю географию Кыргызстана до глубинок, во-вторых, оно охватывает различные социальные и этнические группы общества. То есть Конституция подразумевает, что в соответствующем законе должна быть процедура отбора, критерии отбора и конкурс с обеспечением прозрачности всего процесса. А в законе этого нет. Судить — огромная ответственность, а выбирать тех, кто судит — ответственность вдвойне, это должны делать те, кого можно назвать элитой нации.

А что сделали депутаты, они избрали своих знакомых, соратников, братишек, в общем тех, кому они лично доверяют. Депутаты, конечно, будут ссылаться на букву закона,что мол, избранные члены не состоят на государственной и муниципальной службе, а значит они тоже гражданское общество. Но такие доводы называются юридическим крючкотворством, а я сумею доказать в справедливом суде, что это не соответствует духу Конституции.

Проблема в том, что признать такое несоответствие закона Конституции может только Конституционный суд, который должен быть избран Советом по отбору судей. Возможно ли такое, чтобы члены Конституционного суда, которые будут избираться Советом по отбору судей, признали неконституционность процедуры избрания членов Совета по отбору судей и тем самым лишили легитимности самих себя.

Я понимаю всю курьезность ситуации, но если мне покажется, что Совет по отбору судей формирует коррумпированный судебный корпус, я обязательно подниму этот вопрос. В этом случае я вижу свою задачу не в том, чтобы добиться переизбрания Совета по отбору судей, а в том, чтобы сформировать общественное мнение. Общественное мнение делает революции и меняет формации, общественное мнение должно заставить Совет по отбору судей оградить нас от коррумпированных судей.

Добавить комментарий

вход