Проблемы ЛОВЗ в получении высшего образования

lovz

Пороговые баллы при поступлении в высшее учебное заведение для лиц с ограниченными возможностями должны быть снижены или должны вовсе отсутствовать, так как государство не предоставляет необходимых условий для обучения детей с инвалидностью в школах, что позволило бы им иметь требуемые высокие баллы. В интервью PrecedentInfo, юрист ОО «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов», Сейнеп Дыйканбаева, рассказывает о законодательстве Кыргызской Республики, которое регулирует вопросы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

«Государство не предоставляет соответствующих условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях», рассказывает Сейнеп. Она объясняет это тем, что в школах, элементарно, не имеется уборных комнат и лифтов, предусмотренных для детей с инвалидностью. «В отличие от обычных детей, они сталкиваются с трудностями по причине отсутствия соответствующих условий необходимых для детей с инвалидностью, таких как: индивидуальный подход обучения, отсутствие специалистов соответствующего профиля — социальных работников, психологов, индивидуальные помощников и т.д., — в особенности для детей с тяжелой формой инвалидности», сообщает Сейнеп.

Ситуация обостряется еще и тем, что эти дети должны сдавать один и тот же экзамен общереспубликанского тестирования для поступления в вузы наравне с другими детьми. «Это ведь нечестно, когда дети из частной специализированной школы и дети, прошедшие обучение на дому или в специализированных школах, сдают один и тот же экзамен как ОРТ на поступление в университет», добавляет она.

Проблема, однако, остро стоит не только в школьных учреждениях, но и высших учебных заведениях, которые не только требуют результатов общереспубликанского тестирования у лиц с инвалидностью при поступлении в ВУЗ, но и не всегда адекватно реагируют на заявление об обучении в дистанционной и заочной формах.

Сейнеп рассказала историю своей клиентки, которая получив хорошие результаты ОРТ, не смогла по причине отказа обучаться в заочной форме в одном из государственных высших учебных заведений столицы. Комиссия, ответственная за зачисление абитуриентов в университет, аргументировала свой отказ тем, что в законодательстве Кыргызской Республики нет нормы, допускающей обучение в заочной форме на бюджетной основе лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно статье 14 действующего закона «Об Образовании», образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и возможностей обучающихся в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, дистанционной, форме экстерната, а также семейного и индивидуального образования на дошкольном, школьном и внешкольном уровнях.

В соответствии с Положением «О государственных образовательных грантах» для обучения студентов в государственных высших учебных заведениях Кыргызской Республики от 2 июня 2006 года, ежегодно государство квотирует 100 мест для обучения молодых людей из социально-уязвимых слоев населения. Инвалиды I, II групп, лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам войны и инвалидам войны, инвалиды детства, дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, этнические кыргызы, не являющиеся гражданами Кыргызской Республики, дети лиц, погибших в апрельских, майских и июньских событиях 2010 года, лица, имеющие статус кайрылманов, зачисляются в вузы на основе конкурса, в пределах квоты грантовых мест для этой категории лиц, ежегодно утверждаемой Правительством Кыргызской Республики. Сейнеп рассказывает, что проблемой является тот факт, что это положение четко не указывает, сколько мест должно быть предоставлено именно лицам с инвалидностью.

Другая сторона проблема лиц с инвалидностью — это перечень специальностей, которые не предусматривают заочной и дистанционной форм обучения. «Таким образом, человек с инвалидностью не может овладеть профессией, в которой он себя видит в будущем». Для решения этого вопроса, Сейнеп предлагает обширно использовать систему свободного посещения занятий, а чтобы этого добиться, необходимо приложить немало усилий.

По словам Сейнеп законодательство КР четко не регулирует порядок обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в высших учебных заведениях: не закреплен пороговый уровень при поступлении в университет лицам, ограниченными возможностями здоровья, закрыт доступ к некоторым специальностям, нет специального нормативно-правового акта, который бы регулировал политику поступления в ВУЗы лиц с инвалидностью. Таким образом, не выполняет свою предусмотренную Конституцией обязанность по предоставлению «равных возможностей для обучения».

Добавить комментарий

вход