Уголовная ответственность за оскорбление судьи

фото timer.ua

фото timer.ua


29 декабря 2014 года, Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики отказала в удовлетворении ходатайства юристу Адилету Азимову в признании статьи 321 Уголовного Кодекса КР («Неуважение к суду») не соответствующей Конституции КР.

В соответствии с Уголовным кодексом КР неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства наказывается штрафом в размере от ста до двухсот расчетных показателей (1 расчетный показатель равен ста сомам) либо исправительными работами на срок до одного года. За оскорбление судьи предусматривается ответственность в виде штрафа от двухсот до пятисот расчетных показателей или исправительными работами на срок до двух лет.

В 2011 году состав преступления «оскорбление» был исключен из уголовного законодательства Конституционной палатой. С исключением данной статьи исчезло юридическое понятие «оскорбление», поскольку Уголовный кодекс не содержит других норм, которые бы могли раскрыть данное понятие.

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: в правовом поле отсутствует определение «оскорбления», однако ответственность за совершение этого деяния закреплена в уголовном законодательстве.

По мнению Адилета Азимова наличие в Уголовном кодексе ответственности за «оскорбление» нарушает конституционное право на свободу мысли и мнения. «Статья не может иметь место в Уголовном кодексе, так как это действие полностью исключено и декриминализировано. Более того у лиц участвующих на судебном заседании есть право любым способом защищать свои законные права, свободы и интересы, что включает в себя выражения мнения по тому или иному обстоятельству в отношении своих оппонентов. И каждое выраженное мнение оценивается как судьей, так и участниками судебного разбирательства субъективно», — говорит Адилет Азимов.

И действительно, существование в уголовном законодательстве данной статьи создает опасность того, что конституционное право на свободу мысли и мнения станет лишь формальностью. В соответствии с Основным законом страны (пп. 6 п. 4 ст. 20) не подлежит никакому ограничению гарантия запрета на уголовное преследование за распространение информации, порочащей честь и достоинство личности. Проще говоря, уголовное преследование за «слово» не допустимо с точки зрения конституционных норм.

Однако, по мнению Конституционной палаты, оскорбление судьи и иных участников судебного разбирательства является посягательством на честь и достоинство не отдельно взятой личности, а целого государственного института, что с точки зрения Конституции является вполне приемлемым.

Добавить комментарий

вход