Новшества в закон о доступе к информации

Открытый доступ к судебным актам для всех

5 августа 2016 года Президентом — Атамбаевым А.Ш. подписан проект закона, об изменениях в Закон КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов МСУ», обеспечивающий доступ неограниченному кругу лиц к судебным актам, оглашенным в открытых судебных заседаниях. Теперь любой гражданин вправе запросить любой судебный акт, если судебный процесс по его вынесению был открытым.

Рассмотрим, о каких именно еще изменениях идет речь…


Просьбы к судье «рассмотреть дело законно»  обрели официальный статус.

Содержание закона о доступе к информации, кроме положений о непосредственном доступе к судебным актам, отличилось и другим новшеством. Введен термин «внепроцессуальное обращение».

Под данным термином подразумевается «поступившее в письменной или устной форме председателю суда, его заместителю или судье по конкретному судебному делу или материалу, находящемуся в производстве суда (судьи), обращение от лиц не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа,  органа МСУ, иного органа, организации, должностного лица или гражданина, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме от участников судебного разбирательства».

Формы внепроцессуального обращения предусмотрены не исчерпывающими, при этом, закон перечисляет в том числе: оказание давления на судью, подкуп и угрозы.

Публиковать подобные обращения обязан аппарат суда на официальном сайте суда, а в случае его отсутствия на официальном сайте Верховного суда Кыргызской Республики.

Порядок обнародования внепроцессуальных обращений закон не предусматривает, но имеет ссылку, что такой порядок определяется Советом судей, который, кстати, созывается по мере необходимости, но не реже чем четыре раза в год.

Рамки публичности обнародованной информации.

Логика «рамок» следующая: Если приговором суда, лицо признано виновным и  приговор вступил в законную силу, фамилия, имя, отчество (при наличии) осужденного лица указываются в реестре судебных актов полностью и не заменяются инициалами.

 В остальных случаях, фамилия, имя, отчество адрес места жительства, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные, персональные номера (коды) и сведения относящиеся к ЗАГСу физических лиц, данные технического паспорта транспортных средств заменяются инициалами, литерными или цифровыми обозначениями и не подлежат всеобщему доступу.  Но сам документ обнародуется.

Для юридических лиц, к которым предъявлен иск (ответчики) или же наоборот, когда они выступали в качестве истцов, предусмотрены иные условия по раскрытию информации. А именно: «Не подлежат разглашению сведения о наименовании и ИНН юридического лица, судебные требования против которого признаны судом незаконными и необоснованными».

Иными словами, если в результате судебного разбирательства, судом будет установлена вина юридического лица, сведения о наименовании и идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) указываться в решении суда не будут, а подлежат замене инициалами, литерными или цифровыми обозначениями.

Установлены сроки публикаций в Государственном реестре судебных актов.

Для местных судов в течение 10 (десяти) дней со дня оглашения;

Для Верховного суда Кыргызской Республики и Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики в течение 15 (пятнадцати) дней со дня оглашения.

Хотите вести запись судебного заседания?

Новая редакция закона, исключила сферу действия этого закона в отношении порядка присутствия посетителей на заседаниях (согласно закону, участие на заседаниях – один из способов предоставления информации). Действующая статья 29 закона гласит о том, что, присутствующие на заседании посетители вправе делать записи, а также проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись, если это не мешает проведению заседания. Однако, новая редакция закона, дополнив словами «за исключением судебных заседаний» исключила возможность ссылаться присутствующим посетителям на эту норму при проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи.

Однако это не означает запрет на проведение аудио, фото, видео съемки/записи в открытых судебных заседаниях. В Гражданском процессуальном кодексе КР (статья 12), в Уголовно-процессуальном кодексе КР (статья 22) гарантированы принципы гласности судебного разбирательства. Правда, в Гражданском процессуальном кодексе КР гласность как принцип более конкретизирован. В частности, гарантировано, что любое заинтересованное лицо, присутствующие на открытом судебном заседании, имеет право фиксировать письменно или с помощью средств звукозаписи ход судебного разбирательства. Кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио — и телетрансляция судебного заседания допускаются с разрешения суда». 

Добавить комментарий

вход