Хозяин – барин. Особенно премьер?

На своей странице в социальной сети правозащитница Динара Ошурахунова опубликовала пост о полномочиях премьер-министра по новой редакции Конституции Кыргызстана. Ниже представлен текст автора с минимальной редакторской правкой

В преддверии президентских выборов предлагаю ознакомиться с новыми нормами изменённой Конституции Кыргызской Республики в части полномочий премьер-министра. Читать до конца!

Статья 81-2 Конституции в прежней редакции предусматривала, что законы о республиканском бюджете, о налогах подлежат обязательному подписанию Президентом и не могут быть возвращены им парламенту с возражениями. Это был один из важнейших признаков парламентской формы правления. Новая же поправка предусматривает, что президент обязан возвратить их парламенту без подписания — практически по приказанию премьер-министра. Таким образом, именно он лично становится «хозяином» республиканского бюджета — даже не правительство в целом!

2.Статья 86-1 в новой редакции дает премьер-министру возможность дважды в год (а не один раз, как было ранее) ставить перед парламентом вопрос о доверии правительству. Это очень важная норма, которая с осторожностью была включена в Конституцию в 2010 году для разрешения чрезвычайной конфликтной ситуации, могущей возникнуть между правительством и парламентом. Предполагалось, что такой конфликт долго вызревает, но возможность его разрешения в пользу той или иной спорящей стороны не должна возникать более чем один раз в год. Это в интересах политической стабильности и последовательного развития парламентаризма. Однако, по-новому отредактированная, эта норма в совокупности с другими новациями усиливает доминирование премьер-министра, более того, дает ему инструмент запугивания и даже возможность шантажировать парламент для достижения своих целей.

3.Статья 87-5 в прежней редакции предписывала премьер-министру согласовывать назначения и увольнения акимов районов с местными кенешами (органами местного самоуправления). Новый же порядок отменяет вообще какое-либо участие местных кенешей как в назначении, так и увольнении глав местных государственных администраций. 

4. Статья 89-7. С 1 декабря 2017 года, то есть со дня вступления в должность вновь избранного Президента, действующий на тот момент премьер-министр в одночасье становится самой главной фигурой в системе государственной власти: он фактически вправе уволить любого члена правительства, за исключением руководителей только 2 государственных органов — министра обороны и министра национальной безопасности. 
В случае, если в течение 5 рабочих дней после получения представления от премьер-министра об увольнении члена правительства Президент не издает соответствующий указ, премьер-министр после консультации с лидерами фракций парламентского большинства вправе освободить члена правительства от занимаемой должности своим решением.
В случае отставки или освобождения от должности члена правительства премьер-министр в течение 5 рабочих дней вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру на вакантный пост. Одобренный Жогорку Кенешем кандидат назначается Президентом на соответствующую вакансию. В случае, если в течение 3 рабочих дней со дня получения решения Жогорку Кенеша об этом Президент не издает кадровый указ по новому члену правительства, тот считается назначенным.

5. Согласно переходным положениям Закона о поправках в Конституцию от 11 декабря 2016 года (статья 2 Закона), изменения, усиливающие конституционную позицию премьер-министра, вступят в силу лишь после 1 декабря 2017 года. То есть эти новшества будут ослаблять не действующего на момент принятия поправок президента, а следующего — еще не избранного главу государства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Добавить комментарий

вход