Быть ли партнерству государства и бизнеса? Хронология парламентского слушания

Автор: Алев Мамытова

В минувшую пятницу в стенах Жогорку Кенеша состоялось парламентское слушание по контролю исполнения Закона «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике»

Под государственно-частным партнерством понимается долгосрочное (до 50 лет) взаимодействие государственного органа и частной организации по вопросам проектирования, финансирования, строительства, восстановления и реконструкции объектов, а также по управлению инфраструктурными объектами. Под государственным партнером понимается государственный орган, а под частным партнером — индивидуальный предприниматель, местная и иностранная компания.

На слушании приняли участие члены правительства, представители государственных органов и органов местного самоуправления, а также бизнес-сообщество.

В начале парламентского слушания председатель Комитета по экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Нурлан Макеев  обозначил, что целью мероприятия является обсуждение текущей ситуации по реализации закона и перспектив развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в Кыргызстане.

Первым выступил вице-премьер-министр Дайыр Кенекеев с докладом о ГЧП. Он напомнил, что закон о ГЧП был принят в 2009 году, но не работал на протяжении нескольких лет, и в 2012 году в закон были внесены соответствующие поправки.

Кенекеев добавил, что сегодня реализуется 17 проектов ГЧП на общую сумму 166 млн. долларов США, в том числе 4 проекта в сфере здравоохранения.

Министр экономики Артем Новиков рассказал, как происходит процедура осуществления проектов ГЧП: «Государственный орган разрабатывает идею самого проекта ГЧП. После чего обращается в уполномоченные органы. Они должны дать свое согласие. Потом отбирается компания, которая должна разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) этого проекта. Потом это ТЭО вносится на согласование с Министерством экономики и Министерством финансов. Мы должны дать свое заключение. После того, как ТЭО будет одобрено, оно передается опять уполномоченному государственному партнеру, который инициирует тендер. На этот тендер должно поступить не менее двух заявок. Если они не поступают, то тендер считается несостоявшимся и объявляется по новой».

На сегодняшний день из 17 проектов в рамках ГЧП завершен проект по гемодиализу, реализуемый Министерством здравоохранения. Победителем тендера объявлена немецкая компания «Фрезениус Медикэл Кэа Дойчланд ГмбХ». Контракт подписан в августе прошлого года.

«К середине года мы ожидаем, что уже запустится на практике этот проект. Но на его предварительное обсуждение, согласование и продвижение ушло порядка двух лет. Это несмотря на то, что по закону у нас все процедуры описаны и сроки составляют порядка 200 дней», — отметил Новиков.

Гульнара Каликова, советник юридической фирмы «Kalikova&Associates»,  поделилась своим практическим опытом по реализации закона. Она отметила, что ГЧП это перспективное направление.

«Основной вывод таков, что в принципе по действующему закону проекты ГЧП можно реализовывать. Но нужно отметить, что реализовывать их довольно сложно в рамках нынешнего закона. Почему? Потому что есть ряд законодательных препятствий, которые мешают вот такому эффективному процессу», — сказала она.

Докладчики выделили следующие препятствия, которые существуют на сегодняшний день в законодательстве о ГЧП:

  1. излишняя процедура согласования с Министерством экономики и Министерством финансов;
  2. отсутствует возможность проведения переговоров между инвестором и государством. При действующей системе государственный орган не ведет переговоры, консультации, не уточняет требования к инвестору, т.е. фактически нет никакого взаимодействия;
  3. действующий закон о ГЧП дает определение частного партнера и государственного партнера. Но нет определения участника тендера;
  4. отсутствует возможность инициирования проекта ГЧП непосредственно частным партнером;
  5. закон ставит препятствие для подачи заявок объединениям двух или трех юридических лиц (консорциум);
  6. в процессе предварительного отбора и в процессе подачи технических и финансовых предложений должно быть подано не менее двух заявок, иначе тендер считается несостоявшимся;
  7. государственные органы они либо не знают, либо не заинтересованы в продвижении проектов ГЧП и его взаимодействии с инвесторами.

По словам Каликовой были еще ряд проблем, которые до сих пор существуют в действующем законе.

«Примерно год назад, работая в рамках проекта по гемодиализу Министерство экономики, Агентство по продвижению инвестиций создали рабочую группу. Рабочая группа рассмотрела каждое положение закона с точки зрения практики, как оно будет работать, какой будет эффект. В результате в новом проекте закона лишние процедуры убраны, а сроки проведения тендера сокращены практически в два раза», — сообщила Гульнара Каликова.

Что изменилось?

По словам Новикова в новой редакции закона заложены механизмы, при котором инвестор сам может внести предложения, подготовить концептуальные предложения и передать государственному партнеру и он обязан их рассмотреть в течение 30 дней.

После рассмотрения государственный орган должен дать письменный ответ: либо поддержать этот проект, либо вступить в переговоры и уточнить ТЭО и объявить по процедурам конкурс, либо дать обоснованный отказ и вернуть все оригиналы документов. При этом вся информация, которая дается частным партнерам, является конфиденциальной и государственный орган не может передавать никому другому. Также существенно сокращены требования к самому ТЭО. На сегодня нужно готовить детальное ТЭО проекта.

Гульнара Каликова проинформировала о следующих основных изменениях закона:

  1. убраны излишние согласования. Что это такое? Допустим сегодня государственный партнер, когда инициирует проект, должен идти в Министерство экономики и Министерство финансов для утверждения этого проекта. В новом проекте закона этого нет. Государственный партнер инициирует проект и может уведомить Министерство экономики. Этого достаточно, потому что Министерство экономики должно собирать, анализировать эти данные и вырабатывать политику. Что касается Министерства финансов, то теперь достаточно согласование, но только в рамках расходов по бюджету. Министерство финансов должно давать свое заключение, если есть расходы из бюджета.
  2. исключены многочисленные двусмысленные положения. Например, теперь консорциумы могут подавать заявки, введено определение «участник партнера», также на стороне государственного партнера могут выступать несколько государственных органов, повторный тендер можно проводить без создания новых документов и др.
  3. на стадии предварительного сбора, на стадии отбора победителей тендера теперь достаточно подачи одной заявки.

По мнению Каликовой подача одной заявки для Кыргызстана отличное решение.

«Надо признать, что Кыргызстан страна небольшая, рынок небольшой. Надеяться на какие-то крупные грандиозные проекты в Кыргызстане вряд ли возможно. Но есть большое будущее у средних проектов и небольших проектов. Наверняка по таким проектам вряд ли возможно много участников», — считает она.

В чем преимущество законодательства ГЧП и почему этот механизм является интересным?

По мнению министра экономики со стороны государства предоставляется государственно-экономическая поддержка. Она заключается в следующем:

  1. в содействии инвестору и частному партнеру в получении регулирующих документов, т.е. это различные лицензии, разрешения;
  2. предоставление инфраструктурных компонентов в качестве государственного вклада в реализации ГЧП;
  3. предоставления движимого/недвижимого имущества, которая находится в государственной собственности государственного партнера;
  4. гарантирование на конвертацию капиталов;
  5. получение доходов от другого вида деятельности;
  6. установление льготных ставок арендной платы и другие экономические механизмы, закрепляющие государственные гарантии защищенности инвесторов, которые будут вкладывать в проект.

Будет ли новый закон эффективным и будет ли он толчком для развития ГЧП в Кыргызстане?

Во время своего выступления Гульнара Каликова ответила на этот вопрос таким образом: «Я думаю, что новый закон несомненно будет лучше действующего. Но опять-таки обольщаться не нужно, что будет новый закон и у нас теперь все заработает. Но однозначно могу сказать, что при условии принятия нового закона процедуры будут намного облегчены, проблем будет меньше с запуском проектов, ГЧП проектов будет больше и что будет дальше покажет практика».

Она считает, что помимо принятия закона потребуется политическая воля глав министерств, ведомств, государственных предприятий и учреждений, муниципальных предприятий и учреждений, потому что ГЧП — это прежде всего модель для государства. Если у глав этих организаций не будет желания, то ГЧП проекты сами по себе не родятся.

Кроме того нужна активность со стороны бизнеса. На сегодня потенциал государственных органов и бизнеса довольно низкий.

Нужно делать программы обучения. Обязательно должны быть краткосрочные программы на 2-3 дня практического характера. Никакой теории. Причем очень важно, чтобы в одной аудитории находились и представителя государства и представители бизнеса и даже гражданского общества.

Что думает бизнес-сообщество?

Руководитель Секретариата Совета по развитию бизнеса и предпринимательства при Торага Жогорку Кенеша Темиралиев Умбриэль считает, что необходимо  разработать стратегию развития ГЧП в стране.

«ГЧП в нашем понимании должен быть направлен на решение инфраструктурных проблем, потому что более 80% инфраструктурного наследия, который есть в Кыргызстане это то, что осталось от Советского Союза и это нуждается в исправлении», —  сообщает Темиралиев.

По мнению бизнес-сообщества законопроект должен быть представлен на рассмотрение депутатам в комплексном подходе, т.е. вносить изменения не только в один закон, а еще в другие законы.

Ссылаясь на пример Малайзии, докладчик предложил разработать новые механизмы для софинасирования ГЧП проектов со стороны государства.

«Инфраструктурные фонды формируются не только в богатых нефтью и газом странах, но они формируются, например, в обычных странах. Возьмем Малайзию. У них есть фонд, где государство начало со 170 млн. долларов и предоставило управляющему фонда определенные государственные активы и фонд смог вырасти до 41 млрд. долларов, что теперь покупает инфраструктуру за пределами Малайзии. Например, и аэропорт Сабиха Гекчен наполовину принадлежит этому фонду», — сообщает руководитель Совета по развитию бизнеса.

После выступления докладчиков участники мероприятия задали свои вопросы.

«В составе совета я смотрю в основном министры и директора агентств. Не будет ли логично включить туда также и представителей бизнеса, чтобы обеспечить интересы и проблемы обеих сторон?» — задал вопрос представитель бизнес-сообщества.

Но со стороны правительства не был дан конкретный ответ.

В конце мероприятия Нурлан Макеев отметил, что все замечания и предложения можно будет направить в письменном виде. Комитет примет и рассмотрит данные предложения.

Новый закон о ГЧП еще не внесен на общественное обсуждение. Подробнее с законопроектом можете ознакомиться пройдя по ссылке.

Автор изображений: пресс-служба Жогорку Кенеша КР

Добавить комментарий

вход