Кыргызская Республика,
г. Бишкек
ул. Сыдыкова 187, офис 28
Автор текста: Нурбек Токтакунов
В обывательском сознании и в сознании власть имущих, прозрачность государственной системы, как правило, противопоставляется интересам безопасности.
Это наследие империи, когда страна жила за железным занавесом и обеспечивала целостность страны и идеологии тотальным контролем над движением всякой мысли и информации.
Но сейчас в мире происходят процессы, перед которыми бессильны границы и запреты, развитие технологий и средств коммуникации делают невозможным сохранение значительной части секретов и тайн, а глобальные угрозы, вынуждают любое государство к сотрудничеству и информационному обмену c другими государствами.
Если общество не знает, как осуществляется власть, тогда и власть не знает, что происходит в обществе. В такой ситуации бюрократический аппарат государства способен формировать настроения и предпочтения верховной власти, представляя не объективную информацию, а такую, какую она ожидает.
В критической ситуации не информированная или дезинформированная власть действует неадекватно, а не информированное или дезинформированное общество — благодатная почва для распространения в нем определенных настроений и мнений определенными группами в своих корпоративных интересах.
Эффективность и безопасность действующих в стране систем принятия решений во многом зависит от того, насколько она может обеспечить информированность власти о том, что в действительности происходит в обществе, и информированность общества о том, как в действительности осуществляется власть.
В секторе безопасности в контексте возрастающих угроз проблемы прозрачности встают особенно остро.
Непрозрачность системы способствует бесконтрольному расходованию бюджетных средств силовыми структурами и сокрытию от общества реальной подоплеки проблем безопасности, которые имеют тенденцию разрастаться до катастрофических размеров. Поэтому в этой сфере особенно важно соблюдение баланса между необходимостью удовлетворения общественного интереса и необходимостью держать в тайне информацию, разглашение которой представляет угрозу общественной безопасности и другим, охраняемым законом тайнам.
Общепризнанный международный стандарт применения ограничений свободы информации дает статья 19 МПГПП, которая рекомендует государствам ограничивать распространение информации на основании закона и по необходимости для «уважения прав и репутации других лиц» и «для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».
Как практически осуществлять эти требования расшифровала международная организация «ARTICLE – 19», которая сформулировала три принципа («законность», «оценка вреда», «приоритет общественного интереса»), при соблюдении которых, распространение информации может ограничиваться:
Соблюдение государственной властью этих принципов позволяет ей удовлетворять общественный интерес без создания угроз общественной безопасности.
Автор: Бекболот Касаболотов Иллюстрация: Кадыр Батырканов ОО «Партнерская группа «Прецедент» провела небольшое исследование по соблюдению государственными органами и органами местного самоуправления законодательства о доступе к информации […]
Автор: Бекболот Касаболотов Фото: Pixabay В предыдущем материале мы рассмотрели ответственность за нарушения в государственных закупках по новому кодексу о правонарушениях, теперь поговорим об уголовной ответственности […]