Прозрачность, как национальная безопасность

Автор текста: Нурбек Токтакунов

В обывательском сознании и в сознании власть имущих, прозрачность государственной системы, как правило, противопоставляется интересам безопасности.

Это наследие империи, когда страна жила за железным занавесом и обеспечивала целостность страны и идеологии тотальным контролем над движением всякой мысли и информации.

Но сейчас в мире происходят процессы, перед которыми бессильны границы и запреты, развитие технологий и средств коммуникации делают невозможным сохранение значительной части секретов и тайн, а глобальные угрозы, вынуждают любое государство к сотрудничеству и информационному обмену c другими государствами.

Если общество не знает, как осуществляется власть, тогда и власть не знает, что происходит в обществе. В такой ситуации бюрократический аппарат государства способен формировать настроения и предпочтения верховной власти, представляя не объективную информацию, а такую, какую она ожидает.

В критической ситуации не информированная или дезинформированная власть действует неадекватно, а не информированное или дезинформированное общество — благодатная почва для распространения в нем определенных настроений и мнений определенными группами в своих корпоративных интересах.

Эффективность и безопасность действующих в стране систем принятия решений во многом зависит от того, насколько она может обеспечить информированность власти о том, что в действительности происходит в обществе, и информированность общества о том, как в действительности осуществляется власть.

В секторе безопасности в контексте возрастающих угроз проблемы прозрачности встают особенно остро. 

Непрозрачность системы способствует бесконтрольному расходованию бюджетных средств силовыми структурами и сокрытию от общества реальной подоплеки проблем безопасности, которые имеют тенденцию разрастаться до катастрофических размеров. Поэтому в этой сфере особенно важно соблюдение баланса между необходимостью удовлетворения общественного интереса и необходимостью держать в тайне информацию, разглашение которой представляет угрозу общественной безопасности и другим, охраняемым законом тайнам.

Общепризнанный международный стандарт применения ограничений свободы информации дает статья 19 МПГПП, которая рекомендует государствам ограничивать распространение информации на основании закона и по необходимости для «уважения прав и репутации других лиц» и «для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

Как практически осуществлять эти требования расшифровала международная организация «ARTICLE – 19», которая сформулировала три принципа («законность», «оценка вреда», «приоритет общественного интереса»), при соблюдении которых, распространение информации может ограничиваться:

  1. Принцип законности — раскрытие информации угрожает интересам, которые охраняются законом. Подразумевается, что нельзя ограничивать распространение информации в интересах, которые не предусмотрены законом.
  2. Принцип оценки вреда — раскрытие информации нанесет существенный вред охраняемому законом интересу. Подразумевается, что существует причинно-следственная связь между разглашением информации и возможными вредными последствиями охраняемым интересам.
  3. Принцип приоритета общественного интереса — вред от раскрытия информации более опасен для общества, чем вред от неудовлетворения общественного интереса. Подразумевается, что необходимо взвешивать вред от раскрытия информации и вред от неудовлетворения общественного интереса и принимать решение в зависимости от того, что более опасно для общества – сокрытие информации или раскрытие тайны.

Соблюдение государственной властью этих принципов позволяет ей удовлетворять общественный интерес без создания угроз общественной безопасности.

Добавить комментарий

вход