Запрет на охоту: плюсы и минусы

Иллюстративное фото: Pixabay

Автор: Гульнура Торалиева, медиа эксперт

По запрету охоты я работала несколько месяцев в правительстве. Изучила досконально проблематику, чтобы предложить запретить ее со стороны правительства. Однако пришла к выводу, что запрет на охоту пагубно скажется на сохранении и приумножении популяций животных. Также, изучая проблему, стало очевидным, что правительство уже приняло ряд очень эффективных мер по улучшению всей системы охраны, сохранения, воспроизводства и управления природными ресурсами.  Сокращены сроки охоты, повышены таксы на отстрел животных, сокращено количество животных, разрешенных на отстрел по лицензиям.

Как оказалось, ввиду ограничений в государственном бюджете, нет возможности обеспечить природоохранные территории егерями, нет средств для борьбы с браконьерами. Если примут закон о запрете охоты, то нужно будет провести большую подготовительную работу: нанять и повысить потенциал егерей, искоренить коррупционные риски, обезопасить территории от браконьеров. Сегодня за всем этим следят частные охотпользователи, которые получают деньги от охоты, подкармливают животных, борются с браконьерами, платят до 50 млн. сомов ежегодно в местные бюджеты. Нужно учитывать потенциал госорганов в обеспечении этой работы, пока они таким потенциалом не обладают. При запрете охоты возникают риски того, что охотпользователи с егерями уйдут, территории останутся без охраны, браконьеры бесконтрольно начнут истреблять животных и т.д. Также нужно изыскать из бюджета 70 млн. сомов ежегодно на содержание территорий: охрана, подкорм животных.

В своей аналитике я отмечала, что на сегодняшний день в Кыргызской Республике пользование объектами животного мира в целях охоты в закрепленных границах охотничьих угодий осуществляют 52 юридических лица (41 частных, 9 общественных и 2 государственных) на общей площади 14,4 млн. га, из них закреплены: за государственными органами — 7,2 млн. га, за общественными охотпользователями – 3,2 млн. га и частными – 4,0 млн. га.

В стране ежегодно, по согласованию с Национальной академией наук Кыргызской Республики, для организации и проведения охоты устанавливается лимит в количестве от 0,5 до 4 % от численности диких животных. Например, ежегодный лимит 70 голов памирского подвида горного барана, составляет около 0,5 процентов от его общей численности. Такой размер изъятия горного барана по оценке Национальной академией наук Кыргызской Республики не оказывает существенное влияние на состояние его популяций. При этом разрешается добыча только самцов старше 7 лет.

По предварительным расчетам, введение запрета на охоту исключит поступления в республику более 120,0 млн. сомов, из них 50,0 млн. сомов – за использование объектов животного мира и 70,0 млн. сомов – расходы туристов-охотников, связанные с пребыванием в Кыргызской Республике.

Также, органы местного самоуправления будут лишены одного из источников поступления денежных средств в местный бюджет, предусмотренного статьей 12 Закона Кыргызской Республики «Об охоте и охотничьем хозяйстве», где установлено, что 25 процентов от суммы платы за специальное пользование охотничьими животными распределяются в местные бюджеты органов местного самоуправления по месту добычи животного, это более 12,5 млн. сомов

Ведение охотхозяйственной деятельности путем устойчивого управления способствует сохранению, воспроизводству диких животных и увеличению доходной части республиканского бюджета, в том числе значительному поступлению денежных средств в местный бюджет для улучшения социально-бытовых условий населения на местах.

На сегодняшний день, в Кыргызской Республике охрану объектов животного мира, осуществляют 219 егерей, из них: 63 егеря – в государственных охотничьих участках, а 156 егерей – в угодьях, закрепленных за общественными и частными охотхозяйственными организациями.

В этой связи необходимо отметить, что в случае запрета охоты на всей территории республики, потребуется дополнительное финансирование (около 70 млн. сомов) из республиканского бюджета для осуществления комплекса мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира, на оснащение и укрепление материально-технической базы егерского состава. Если правительство сможет обеспечить все хозяйства этими средствами и сможет эффективно контролировать сферу, то, можно запретить охоту. Как показывает практика, государство часто не может эффективно управлять этой сферой, где появится масса коррупционных рисков, а также проблема браконьерства станет еще больше.

Кроме того, открытым остается вопрос компенсации понесенных охотпользователями затрат. Многие лицензии выкуплены на несколько лет вперед. Сами охотпользователи заинтересованы ограничить браконьерство, так как от браконьеров страдают, в первую очередь, они сами: сокращение доходов, сокращение популяций. Егеря нужны на огромных территориях, сможет ли государство обеспечить их эффективную работу на всех территориях?

В соответствии с требованиями природоохранного законодательства КР охотопользователями обеспечиваются круглогодичная охрана диких животных и среды их обитания, минимизация негативных факторов, влияющих на состояние ресурсов животного мира, сохранение и приумножение охотничьих ресурсов, что создает предпосылки для привлечения как местных охотников, так и иностранных туристов-охотников. Необходимо отметить, что проводимая на законных основаниях охота не является негативным фактором влияния на состояние численности диких животных. Зачастую сокращение популяций животных связано с коррупцией и браконьерством.

Для сохранения объектов животного мира и создания наилучших условий для их обитания, а также для снижения уровня нагрузки антропогенного воздействия на объекты животного мира Государственным агентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (Госагентство) начата широкомасштабная реформа и проведены конкретные следующие мероприятия:

— Сокращено количество охотничьих хозяйств. Первые в истории Кыргызстана за годы независимости при участии Биолого-почвенного института НАН КР проведено межхозяйственное охотустройство в сыртовых зонах Иссык-Кульской и Нарынской областях. Итого Сокращено 25 охотпользователей (с 67 до 42) и в дальнейшем их количество будет еще сокращаться.

— Существенно снижены размеры лимитов, устанавливаемых на добычу диких животных. Например:

— Введены запреты на охоту диких животных с сезона 2016 года в охотничьих угодьях Департамента охраны и использования природных ресурсов (Департамент) на общей площади более 7,0 млн. га, что составляет 50% от всей территории охотугодий республики. Ужесточены правила ведения охоты.

Кроме этого в целях сохранения диких животных совместно с местным населением запущены 5 пилотных проекта, по которым ведётся активная работа по сохранению диких животных в охотугодьях Департамента, в Иссык-Кульской области (Аксуйском и Тонском районах), в Чуйской области (Кеминском, Чуйском районах), в Ошской области (Чон-Алайском районе). Наглядный пример в Кеминском районе наблюдается увеличения численности косули, кабана и Краснокнижного марала. В Чон-Алайском районе наблюдается увеличение численности козерога.

— Введены локальные ограничения на охоту,  согласно постановления Правительства Кыргызской Республики от 12.04.2017 за № 214, с 1 июля вводится ограничения на охоту на горного барана, козерога, косулю, кабана и на улара на территории республики с чередованием регионов по 3 года.

  • ​  с 2017 по 2020 гг. Таласской и Жалал-Абадской областях, Кеминском Аламудунском, Сокулукском и Жайылском районах Чуйской области
  • ​  с 2020 по 2023гг Ошской и Баткенской областях, Чуйском, Иссык-Атинском, Московском и Панфиловском районах Чуйской области.
  • ​ с 2023 по 2026 гг. Иссык-Кульской, Нарынской областях.

— Сокращены сроки охоты, Согласно постановления Правительства Кыргызской Республики от 19.06.2017 года № 383, о внесении изменения в правила охоты, срок охоты на улара и на копытных  диких животных (баран, козерог, косуля, кабан) сокращено на 2 месяца (январь, февраль).

— Увеличиваются площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ), с 2015 года Госагентством увеличена площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на более 350,0 тыс. га (Хан-Тенири 275,8 тыс. га., Кан-Ачуу 30,5 тыс. га, Алатай 56,8 тыс.га).

Планируется создание ООПТ в Алайском районе. А также основные охотугодья Департамента будут преобразовываться в заказники.

— Разрабатываются планы мероприятий по созданию питомников по разведению, воспроизводству и дальнейшему расселению дикой фауны по республике: реакклиматизация джейрана в Иссык-Кульскую область Тонский район (ведутся переговоры на межправительственном уровне с Казахской стороной о приобретении джейранов). А также переселение маралов из Нарынской в Джалал-Абадскую и Иссык-Кульскую область.

В Баткенской области начата работа по сохранению исчезающих видов таких как Баран Северцова, джейран, варан.

— Создаются питомники по разведению, воспроизводству и дальнейшему расселению дикой фауны по республике (фазан, кеклик, перепелка). Предусматривается развитие охотничьего хозяйства с обеспечением принципов зеленой экономики, содействие инициативам формирования условий для развития альтернативной охоты – выращивания диких животных для дальнейшей охоты на них и уменьшения нагрузку на диких животных.

— Увеличены размеры такс за причиненный ущерб животному миру (на 96 видов/подвидов животных). Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18.08.2017 года № 501,  внесено изменение  в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный объектам животного и растительного мира юридическими и физическими лицами» от 3 мая 2013 года № 224. Особенности данного постановления в том что, размер таксы увеличены (от 2 до 10 крат) и распространяется не только за незаконную добычу и отлов, но и на использование, содержание, хранение, переработку, перевозка, сбыт. А также для иностранцев данная сумма увеличивается в три раза.

Например:

— Ведется работа по совершенствованию учета численности и мониторинга диких животных. Активно ведется использование новых технологий. Применение ЖПС навигаторов, фото-видео ловушек, летательных аппаратов (дронов). Создается электронная база данных диких животных.

— Ведется работа по межхозяйственному и внутрихозяйственному охотустройству. Согласно  постановления Правительства КР от 14.09.2015 года № 636, О проведении охотустроительных работ по межхозяйственному и внутрихозяйственному охотустройству, заключены договора с 31 охотпользователями и проводятся мероприятия по внутрихозяйственному охотничьему устройству на территории 1 312 662,2 га.

Кроме того на сегодняшний день, межхозяйственное охотустройство проводится в Ошской, Баткенской, Джалал-Абадской и Талаской областях.

За 2017 год охотустроительные работы проводятся по следующим этапам:

  • Подготовительный этап — на территории 737 832,8 га;
  • Полевой этап – на территории 184 672,1га;
  • Камеральный этап – на территории 327 566,9 га.

В 2018 году планируется проведение межхозяйственного охотустройства по внутреннему Нарыну, Иссык-Кульской и Чуйской области.

— Начата работа по изучению болезней диких животных, влияние болезней на популяцию, а также распространения болезней между дикими и домашними животными.

— На 2018 год планировалось увеличение платы за пользование диких животных. Например, на горного барана с 450,0 тыс. сомов до 700,0 тыс. сомов.

Необходимо отметить, что нигде в мире в практике нет введение тотального моратория. Весь мир переходит на устойчивое управление и использования природных ресурсов.

Добавить комментарий

вход