«Законная» дискриминация депутатов местных кенешей

Иллюстративное фото: Радио Азаттык

Авторы: Cайкал Малик кызы

Жибек Кенжебекова

Люди с судимостью даже после её погашения не могут избираться в местные кенеши – такую норму предлагают некоторые члены парламента Кыргызстана, внося изменения в Закон «О выборах депутатов местных кенешей»

Ранее Парламент принял новое уголовное законодательство, где исключено понятие «рецидив преступлений», прежде отягчавшее наказание, и введена норма, запрещающая оглашать присяжным заседателям факт судимости обвиняемого, чтобы можно было более объективно рассмотреть конкретное преступление.

А ныне уже в другом, избирательном, законодательстве они предлагают теперь акцентировать внимание именно на судимости кандидатов в депутаты местных кенешей и ограничить конституционное право на избрание:

Не имеют права быть избранными в депутаты местных кенешей лица, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке до окончания сроков регистрации кандидатов, а также лица:

1) осужденные за совершение менее тяжких преступлений террористического или экстремистского характера  и  должностных преступлений, —  до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости;

2) осужденные за совершение тяжких преступлений, — до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

3) осужденные за совершение особо тяжких преступлений, — до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости. (ст. 3 п. 6 предлагаемого законопроекта).

То есть, как вытекает из предлагаемых новшеств, кроме того, что ранее осужденному человеку следовало ждать погашения своей судимости (3, 7, 15 лет – в зависимости от тяжести содеянного), теперь надо дополнительно ожидать еще 5, 10, 15 лет, согласно тяжести и виду преступления, — прежде чем он сможет воспользоваться своим правом быть избранным в местный кенеш.

Между тем, в соответствии со статьёй 94 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, лицо, совершившее преступление, считается не имеющим судимости, а последняя — погашенной, если после отбытия им наказания прошло определенное время. Погашение судимости устраняет все её уголовно-правовые последствия.

Иначе говоря, такая мера даёт человеку шанс начать новую жизнь, и он не обязан указывать этот факт своей биографии, например, когда будет устраиваться на работу. Но это право также имеет свои ограничения. Например, некоторые профессии, такие, как, служба в правоохранительных органах, требует, чтобы кандидат не был судим (вне зависимости от того, погашена ли судимость); нотариусом не может стать лицо, имеющее судимость за умышленное преступление (независимо от её снятия или погашения), и др. Вышеуказанные должности имеют свою специфику (доступ к секретным материалам, интересы национальной безопасности, требование безупречности репутации кандидата и т.д.), и поэтому логично, чтобы кандидат не был судим, вне зависимости от погашения судимости. Так что логика членов Жогорку Кенеша, которые предлагают ввести схожую норму для местного депутата, совсем не понятна: ведь работа последнего подразумевает больше общественно-представительскую функцию, а не деятельность в сфере защиты той же нацбезопасности. И, ограничивая какое-либо право, нужно хорошо взвесить и оценить, насколько это действительно необходимо, и можно ли обойтись без этого ограничения. Если такое ограничение оказывается не соразмерным указанным в Конституции целям, то такую норму принимать нельзя.

Добавить комментарий

вход