Водитель должен отвечать…

Фото: Pixabay

Автор: Сайкал Малик кызы

Сплошь и рядом в общественном транспорте мы видим стандартные таблички с советами пассажирам, что им следует «держаться за поручни», а главное – что в случае вашего падения и травмирования «водитель ответственности не несёт». Но так ли это, если вы получили травму в троллейбусе или «маршрутке»?..

Айпери – девушка с инвалидностью, и передвигается с помощью тросточки. Однажды минувшим летом она вышла из дома и, как обычно, поехала на работу на «маршрутке». На «своей» остановке она стала выходить из микроавтобуса, но не успела сойти на землю, как водитель тронул машину с места, протащив пассажирку на некоторое расстояние. Только заметив свою оплошность, шофёр снова притормозил и извинился перед девушкой.  Торопясь на работу, Айпери не стала долго разбираться с водителем и отправилась дальше.

В тот день Айпери не чувствовала особой боли в ноге, но на следующий день она распухла, и врачи оказали девушке помощь. Поначалу травма казалась не очень серьезной, но тем не менее беспокоила больше месяца и причиняла неудобства при ходьбе, из-за чего Айпери первые две недели даже была вынуждена оставаться дома. После этого инцидента, по словам Айпери, она боится ездить в «маршрутках», и когда всё же пользуется общественным транспортом, то обязательно заранее предупреждает водителя и просит дождаться ее полной посадки или высадки…

Фото: Pixabay

Давайте же разберем теперь ситуацию, когда пассажир получает травму по вине водителя или перевозчика, и выясним, какие гарантии предоставлены в законах пострадавшему.

Гражданский кодекс Кыргызской Республики уже предусмотрел такие случаи и определил, что ответственность за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира несет перевозчик. Часть 1 статьи 993 ГК КР указывает:

«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный юридическому лицу, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме».

Если перевозчик застраховал свою ответственность, то в этом случае страховая компания (страховщик) после выяснения обстоятельств дела должна выплатить пострадавшему деньги – страховое возмещение.

Между тем, согласно Закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» каждый  перевозчик на железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном транспорте обязан застраховать свою гражданско-правовую ответственность. Страхование должно покрывать любое отдельное транспортное средство, которым тот владеет. И даже в случае, если перевозчик застраховал свою гражданско-правовую ответственность перед пассажирами добровольно, это не освобождает его от заключения такого же договора в обязательном порядке. Статья 7 этого же закона утверждает, что не допускается перевозка пассажиров, если указанного документа нет, а водитель обязан иметь при себе страховой полис и предъявлять его при проверке правоохранительными органами. Сотрудники же Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД КР должны требовать его у перевозчиков.

Важно помнить, что договор обязательного страхования покрывает только ответственность перевозчика по обязательствам, вследствие которых был причинен вред жизни, здоровью и имуществу потерпевшего. Но такого рода соглашение не покрывает возмещения морального вреда и упущенной выгоды потерпевшего, — так же, как различные виды неустоек, возникших по вине самого потерпевшего.

Иллюстративное фото

В случае, если вы пострадали по вине водителя (перевозчика), то вы имеете право (ст.14 Закона):

  • напрямую обратиться к страховщику (в фирму, которая заключила страховой договор с водителем) и сообщить об инциденте;
  • собрать все необходимые документы для выплаты страхового возмещения и представить страхователю;
  • узнать результаты оценки размера причиненного вреда и расчеты суммы страховой выплаты;
  • получить соответствующее возмещение, и в случае несогласия с его суммой оспорить его;
  • если полученная компенсация ниже суммы фактически причиненного вреда, то вы можете предъявить требование к перевозчику о выплате недостающей разницы.

По общему правилу, размер выплаты на основе собранных доказательств устанавливает страховщик, но если вы не согласны с такой суммой, то имеете право нанять независимого эксперта для оценки размера вреда. Затраты на эксперта будут возмещены страховщиком добровольно или по решению суда.

Документы, которые пострадавший должен приложить к заявлению в адрес страховщика о выплате страхового возмещения:

  • страховой полис (его дубликат);
  • документ, подтверждающий факт наступления страхового случая и размер вреда, причиненного потерпевшему;
  • акт о страховом случае на транспорте, составленный страхователем (перевозчиком);
  • проездной билет или документ, заменяющий его (копия ведомости продажи билетов или корешка билета, заверенная перевозчиком), — в случае выдачи пассажиру билета, или свидетельские показания, оформленные в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;
  • копия справки организации здравоохранения о сроке временной нетрудоспособности или документа специализированного учреждения об установлении инвалидности потерпевшему — в случае ее установления;
  • нотариально удостоверенная копия свидетельства о смерти потерпевшего и документ, подтверждающий право выгодоприобретателя на возмещение вреда (копия), — в случае смерти потерпевшего;
  • перечень утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) имущества потерпевшего — в случае нанесения такого вреда.

Фирма-страховщик, получив от вас все эти документы, должна выдать вам справку с указанием их полного перечня с указанием даты принятия. Истребование каких-либо других документов не допускается.

Уточним напоследок, что, согласно Кодексу КР «О нарушениях», уклонение или неисполнение Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» влечет за собой наложение штрафа 2 категории (для физических лиц – 3000 сомов, для юридических лиц – 13000 сомов).

Добавить комментарий

вход