Госпошлина — и бесплатное правосудие

Иллюстративное фото

Автор: Жибек Кенжебекова

Парламент Кыргызстана опубликовал на своём Интернет-сайте законопроект, который вносит существенные изменения в регулирование оплаты государственной пошлины

Инициатором является депутат Жогорку Кенеша Кенжебек Бокоев. Проектом закона предлагается внести следующие три поправки в Кодекс Кыргызской Республики «О неналоговых доходах»:

  1. Разрешить возврат разницы государственной пошлины при уменьшении исковых требований;
  2. освободить от уплаты пошлины малоимущих;
  3. установить предельный размер госпошлины.

Теперь давайте подробно разберём предлагаемые изменения:

  1. Инициатор предлагает разрешить возврат той части суммы ранее уплаченной государственной пошлины, которая образовалась при уменьшении истцом своих требований.

На сегодняшний день такая разница истцу попросту не возвращается.

  1. Одна из целей законопроекта заключается в освобождении малоимущих от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд.

Теперь вводится следующая норма: «Лица, участвующие в деле, освобождаются от уплаты государственной пошлины полностью, если они предъявят суду доказательство, что не имеют достаточных средств для ее оплаты. Лица, которые не в состоянии оплатить государственную пошлину полностью, оплачивают ее частично».

Статья 103 Конституции КР гласит:Правосудие отправляется бесплатно в предусмотренных законом случаях, а также в любом случае, когда участвующие в судебном разбирательстве лица предъявят доказательства, что не имеют достаточных средств для его ведения. Эта конституционная гарантия до сих пор так и не реализована.

Начиная с 2019 года с малообеспеченных и малоимущих семей взимается госпошлина в размере одного расчетного показателя, то есть 100 сомов. Их статус регулируется статьей 4 Закона «О государственных пособиях в Кыргызской Республике», в соответствии с которой малообеспеченной является семья, имеющая ежемесячный доход на каждого её члена ниже гарантированного минимального дохода, размер которого составляет 900 сомов; малоимущей признаётся семья с ежемесячным доходом на каждого её члена ниже черты бедности, то есть меньше 2674 сомов в месяц (согласно данным Национального статистического комитета Кыргызстана).

Возьмём для примера «стандартную» семью из четырёх человек (муж, жена и двое детей). Если она в совокупности зарабатывает в месяц больше 10 696 сомов, то уже не входит в группу малоимущих или малообеспеченных. Соответственно, член такой семьи от уплаты государственной пошлины не освобождается. Является ли ежемесячный доход, превышающий 2674 сома, показателем его платежеспособности и основанием для обязательства платить? Да — как считают законодатель и правительство.

  1. Вводится новая норма: «С подаваемых в суд исковых заявлений размер взимаемой государственной пошлины не должен превышать 600 расчетных показателей вне зависимости от суммы иска».

Она позаимствована из опыта Российской Федерации, где также установлен предельный размер государственной пошлины, не превышающий 60 тысяч рублей. Такая регламентация не повлияет на преследуемую цель, так как 60 000 сомов – значительная сумма для большей части населения Кыргызстана.

Так, госпошлиной признается сбор, взимаемый соответствующим государственным органом при выполнении им определенных действий и выдаче документов. Тем самым преследуется цель компенсировать судебные расходы при рассмотрении дел. В то же время, согласно решению Конституционной палаты Верховного суда КР от 16 января 2019 года,  «Размер государственной пошлины не обязательно должен быть эквивалентен понесённым в связи с отправлением правосудия затратам и обязан определяться законодателем на основе принципов справедливости и соразмерности». КП ВС отмечает также, что целью государственной пошлины не является получение доходов.

Ставки государственной пошлины должны быть обоснованными и отражать разумные пределы, не обременяя лицо таким образом, чтобы их уплата становилась реальным препятствием для доступа к правосудию.

Правительство Кыргызстана законопроект одобрило, но считает необходимым разработать единый механизм определения категории участников судебных дел, полностью или частично освобождаемых от уплаты государственной пошлины.

Действительно, судья должен иметь предельно четкие нормы, предписывающие освобождать того или иного человека от обязанности платить госпошлину, чтобы предлагаемая норма не осталась «мертвой».

Добавить комментарий

вход