Суд присяжных в Кыргызстане: государству не интересно

Иллюстративное фото

Автор: Акбар Аманов

О рассмотрении своего дела с участием присяжных заседателей попросил во время предварительных слушаний в Первомайском районном суде г.Бишкек по кой-ташским событиям 7-8 августа 2019 года бывший сотрудник Службы государственной охраны ГКНБ Кыргызстана Канат Сагымбаев

Заявлением, которое подсудимый сделал ещё 4 марта, он пока безуспешно пытается реализовать свое конституционное право. То есть оно предусмотрено и гарантировано ему, как и любому гражданину Кыргызской Республики, Конституцией  государства (ч.6 ст.26).

Однако в конце декабря минувшего года наши власти в совокупности и в который раз отложили решение вопроса о внедрении суда с участием присяжных заседателей теперь уже на 1 января 2025 года. Таким образом, на сегодня сам институт присяжных заседателей, принятый законодательно, так и не был претворен в жизнь, оставаясь лишь бумажной и виртуальной фикцией. Это происходит несмотря на то, что реализация субъективных прав граждан является юридической обязанностью государства.

К сожалению, тем самым граждане Кыргызстана снова на несколько лет лишены прав на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей  (часть 6 статьи 26 Конституции КР) и участие граждан в отправлении правосудия (ч.1 ст.93 Конституции). Причём они являются фундаментальными, гарантированы нам самим Основным законом страны и имеют высшую юридическую силу.

Между тем внедрение института присяжных заседателей было запланировано в рамках проведения судебно-правовой реформы. И прежде всего направлено на: достижение прозрачности и состязательности сторон; преодоление коррупции; искоренение судебного произвола; предоставление возможности гражданского участия; повышение качества отправления правосудия и обретение доверия граждан к судебной системе.

Причём Закон «О присяжных заседателях в судах Кыргызской Республики» был принят ещё в 2009 году, и с тех пор прошло одиннадцать долгих лет. В соответствии с ним, постепенное внедрение нового судебного института было намечено на период с 2012 по 2014 годы.

Однако в 2012 году Жогорку Кенеш Кыргызстана одобрил… поправки, согласно которым поэтапное образование суда присяжных было отложено – теперь уже на 2015-2017 годы. А 24 января 2017 года с принятием закона №10  в государстве были приняты и введены в действие новые кодексы. И согласно ст.12 нового законодательного акта, содержание главы 45 Уголовно-процессуального кодекса о судах с участием присяжных заседателей должно было вступить в силу начиная с:

1) 1 января 2020 года — для города Бишкек и Ошской области;

2) 1 января 2021 года — для Джалал-Абадской, Чуйской и Иссык-Кульской областей;

3) 1 января 2022 года — для Баткенской, Нарынской и Таласской областей Кыргызской Республики.

Но к концу декабря 2019 года Жогорку Кенеш рассмотрел и принял предложенные Правительством поправки, касающиеся изменения сроков…по-прежнему не действующего закона.

Так что государственная власть, откладывая реализацию конституционных прав граждан, снова привычно заявляет о неготовности и некомпетентности в исполнении своих обязательств перед народом, по своему заученному обыкновению ссылаясь на нехватку денежных средств в государственном бюджете.

Более того, власть, которая требует законопослушания от рядовых граждан, сама не исполняет положения Конституции и грубо нарушает её, тем самым подавая не лучший пример обществу. Таким образом, складывается впечатление, что государство просто не заинтересовано в появлении института присяжных заседателей, который позволил бы гражданам активно участвовать в процессе восстановления социальной справедливости.

Добавить комментарий

вход