Бюджетные «заплатки»

Иллюстрация: Алина Печенкина 

Автор: Бекболот Касаболотов

С каждым новым случаем заражения COVID-19, с каждой сотней контактировавших с больными лиц растёт риск распространения болезни в угрожающих масштабах, что непременно повлечет еще бОльших бюджетных трат. Благо есть международная помощь, без которой было бы ещё тяжелее

С первых же дней возникновения угрозы распространения коронавирусной инфекции Кыргызстан мог рассчитывать на международную поддержку. Получаемую ныне страной зарубежную помощь условно можно разделить на гуманитарную и административную.

Одним из первых на запросы Кыргызстана отреагировал Международный валютный фонд, который предоставил нашему государству первый в мире чрезвычайный кредит в рамках RFI/RCF на общую сумму 120,9 млн. долларов США. По словам министра финансов Бактыгуль Жээнбаевой, кредит предоставляется на льготных условиях для поддержки бюджета страны.

Следует отметить, что МВФ не просто передал деньги для борьбы с последствиями COVID-19, а с обязательным условием, что Кыргызская Республика использует эти средства на покрытие финансового разрыва. При этом в письме о намерениях от 24 марта 2020 года, направленном правительством Кыргызстана в адрес МВФ вместе с запросом о предоставлении денег, исполнительная власть государства уверяет, что отложит неприоритетные затраты и перераспределит ресурсы для обеспечения достаточного финансирования сектора здравоохранения, включая дополнительные поставки медицинских товаров и оборудования, зарплату работников здравоохранения.

Об этом в середине апреля правительству напомнили Ассоциация «Партнерская сеть» и Альянс по продвижению гражданских инициатив, которые выявили разрыв в финансировании здравоохранения в 2,198 миллиарда сомов, или 28,25 млн. долларов США. Они рекомендовали предпринять незамедлительные меры по восполнению бюджета, пересмотреть планы учреждений по закупкам и перераспределить средства на мероприятия по борьбе с COVID-19.

Однако до сих пор кабинет министров Мухаммедкалыя Абылгазиева не предоставил детальных сведений о том, как распределяются эти деньги. Только вот отчитаться все же придется – в том же письме от 24 марта 2020 года правительство обязалось провести проверку Счетной палатой и опубликовать результаты аудита на официальном сайте Министерства финансов. К тому же общественность хорошо помнит недавнее обещание премьер-министра отчитаться за каждый потраченный тыйын. Для обеспечения прозрачности расходования средств правительству следовало бы рассказать о расходах с самого начала, а не после аудита.

Пока что приходится довольствоваться лишь информацией о поступающей финансовой помощи лишь в общих чертах. Наиболее подробные из них это сведения о гуманитарных поставках. Но даже в этом случае сталкиваешься с откровенным разнобоем в такой информации.

Наиболее информативными в этом плане являются сведения о полученной Министерством здравоохранения Кыргызстана гуманитарной поддержке, опубликованные на портале по сбору и оказанию помощи для борьбы с коронавирусом. Этот документ представляет собой свод данных на 2 апреля 2020 года. На момент публикации материала данные могут быть обновлены, причём неоднократно.

Согласно этой информации, Кыргызстан получил помощь от таких стран, как Китай, Россия, Турция, Узбекистан, Швейцария, а также международных организаций — ВОЗ, ЮСАИД и Фонда Сороса. Но полученных средств едва ли хватит на проведение мероприятий и закупок в борьбе с COVID-19 и обеспечение нормального функционирования государственного аппарата.

Добавить комментарий

вход