«Идеальный» момент поменять Конституцию?

Иллюстративное фото

Автор: Бекболот Касаболотов

Буквально месяц назад, 1 апреля, на официальном сайте Жогорку Кенеша появилась новость о вынесении на общественное обсуждение законопроекта о проведении референдума с целью выбора формы правления в государстве. И это не было шуткой

Действительно, в первый день публикации законопроекта информация могла быть воспринята не всерьёз. Но затем стало понятно, что шутить никто и не собирался. После этого инициатора законопроекта Курманбека Зулушева стали критиковать и обвинять в попытке изменения Конституции в условиях чрезвычайного положения

Автор законопроекта признал, что это его личная инициатива. Однако, по его словам, сам проект закона был внесен еще до объявления чрезвычайного положения, а опубликовали его уже после этого.

Тем не менее, несмотря на сложившуюся в стране ситуацию, законопроект формально продолжал находиться на стадии общественного обсуждения.

Хотя уже прошел минимальный месячный срок для общественного обсуждения, утверждать, что состоялась какая-либо реальная публичная дискуссия по этому вопросу невозможно, поскольку никакой дискуссии о смене формы правления в стране и внесения изменения в Конституцию в условиях чрезвычайного положения не может быть и речи.

Об этом свидетельствуют не только положения самой Конституции, но и положения, вытекающие из смысла и содержания основного закона, закрепленные в законе «О Референдуме» и в законе «О чрезвычайном положении», устанавливающие прямой запрет на проведение референдума и внесения изменений в Конституции, когда в стране ЧП.

При этом позиция депутата о том, что предложение было внесено раньше, никак не является основанием для обсуждения и рассмотрения его инициативы, когда многие кыргызстанцы вынуждены оставаться дома из-за карантина. Нардеп также может сделать попытку аргументировать тем, что сам процесс голосования будет проходить, когда снимут все ограничения. Но здесь важно отметить, что голосование на референдуме является лишь малой частью всего процесса референдума, который начинается с его обсуждения.

Помимо нарушения конституционного запрета, при подготовке законопроекта было допущено множество других ошибок: начиная с отсутствия в справке-обосновании структурных частей и предоставления сопроводительных документов, заканчивая неясной формулировкой вопроса референдума, при котором возможен результат отрицания обоих форм правления.

Однако даже с учетом этих ошибок, при определенной поддержке власть имущих, такой законопроект может пройти даже после чрезвычайного положения. И тогда для кого-то появится «идеальный» момент поменять Конституцию. Но к этому времени можно будет подготовиться, а для начала можно ознакомиться с анализом законопроекта по следующей ссылке.

Добавить комментарий

вход