«Идеальный» момент подменить Конституцию?

Иллюстративное фото

Автор: Бекболот Касаболотов

Ровно месяц назад, 1 апреля, на официальном сайте Жогорку Кенеша появилась новость о вынесении на общественное обсуждение законопроекта о проведении референдума с целью выбора формы правления в государстве. И это была отнюдь не первоапрельская шутка

Действительно, в первый день апреля публикация такого законопроекта могла быть воспринята не всерьёз. Но затем стало понятно, что шутить никто и не собирался. После этого инициатор законопроекта Курманбек Зулушев подвергся критике и обвинениям в попытке изменить Конституцию в условиях чрезвычайного положения.

Автор документа признал, что это его личная инициатива. Однако, по его словам, сам проект закона был внесен еще до объявления чрезвычайного положения, а опубликовали его уже в условиях ЧП.

Тем не менее, несмотря на сложившуюся в стране ситуацию, законопроект формально будто бы проходил стадию общественного обсуждения.

И хотя положенный для этого минимальный месячный срок и правда остался позади, невозможно с чистой совестью утверждать, что какая-либо реальная публичная дискуссия по этому вопросу состоялась, — поскольку никакого обсуждения о смене формы правления в стране и внесения изменений в Конституцию в чрезвычайных условиях не может быть и речи!

Об этом свидетельствуют положения не только самого Основного закона, но и вытекающие из его смысла и содержания, закрепленные в Законах «О Референдуме» и «О чрезвычайном положении», устанавливающие прямой запрет на проведение всенародного голосования и внесения изменений в Конституцию, когда в стране установлен режим ЧП.

При этом довод депутата о том, что предложение было внесено раньше, никак не является основанием для обсуждения и рассмотрения его инициативы, когда в условиях карантина многие кыргызстанцы вынуждены оставаться дома. Нардеп также может сделать попытку аргументировать тем, что сам процесс голосования будет проходить, когда снимут все ограничения. Но здесь следует отметить, что голосование является пусть и очень важной, но лишь частью всего процесса референдума, который начинается с его обсуждения.

Помимо прямого нарушения однозначного конституционного запрета, при подготовке законопроекта было допущено множество других ошибок: начиная с отсутствия в справке-обосновании структурных частей и предоставления сопроводительных документов, — и заканчивая некорректной формулировкой вопроса референдума, который допускает двойное толкование, результатом чего может оказаться отрицание… обеих форм правления.

Однако и с учетом этих ошибок, при определенной поддержке власть имущих даже такой законопроект после отмены чрезвычайного положения вполне может пройти. И тогда для кого-то появится «идеальный» момент изменить – или подменить? — Конституцию. Но до этого ещё есть время подготовиться, а для начала можно ознакомиться с анализом законопроекта по следующей ссылке.

Добавить комментарий

вход