Международный уголовный суд: механизм по борьбе с безнаказанностью

Автор: Бермет Джаныкулова

Фото: International Criminal Court

28 апреля со стороны таджикской стороны был открыт огонь по кыргызским пограничным заставам. Начался международный вооруженный конфликт в результате которого пострадали десятки сел, сгорели дома и другие гражданские объекты. Погибли мирные жители, многие были ранены и сотни остались без крова.  В этой ситуации помимо начала расследования на национальном уровне в защиту своих граждан и восстановления справедливости, у Кыргызстана есть возможность обратиться в международные органы, одним из которых является Международный уголовный суд.

Что такое Международный уголовный суд и Римский статут?

Международный уголовный суд (далее по тексту — МУС)  это первый и пока единственный постоянный международный орган, который имеет компетенцию преследовать лиц, совершивших международные преступления, закрепленные в Римскому статуте — международном документе, на основании которого и был учрежден сам суд. Этот международный документ появился на свет в Риме в 1998 году, а вступил в силу 1 июля 2002 года.  Кыргызская Республика не является членом статута в отличие от Таджикистана, который ратифицировал его 5 мая 2000 года.  

Если сделать упрощенную аналогию с национальным правом, то Римский статут — это уголовный кодекс, а Международный уголовный суд непосредственно суд, коллегия судей по уголовным делам.

Зачем он нужен? Собственно, как раз для тех случаев, когда совершаются тягчайшие преступления, а национальная система бездействует и не наказывает лиц их совершивших. 

Преступления Римского статута

Вначале Римский статут (статья 5)  определял три вида преступлений, на которую распространялась юрисдикция МУС:

  • Военные преступления
  • Преступления против человечности
  • Геноцид

А позже в 2010 году добавилось и преступление агрессии, которое вступило в силу только в 2018 году. 

В контексте событий на кыргызской-таджикской границе можно предположить о наличии двух видов преступлений — военные преступления и преступление агрессии.

С военными преступлениями все просто: это серьезные нарушения Женевских конвенций или другие серьезные нарушения законов и обычаев ведения “войны”. В свою очередь, Женевские конвенции, это главные правила, регулирующие вооруженные конфликты, по большей части международные (то есть с участием двух и более стран). Для внутренних вооруженных конфликтов действует статья 3 общей для Женевских конвенций и нормы обычного международного гуманитарного права. Для подробностей можно заглянуть в Римский статут, где есть более подробная информация, что входит в состав этого преступления.

Применение юрисдикции МУС

С актом агрессии все не так просто как говорилось ранее. Для начала давайте разберемся как осуществляется юрисдикция суда и какими способами можно возбудить дело.

В первую очередь по юрисдикции, статья 12 Римского cтатута устанавливает, что:

a) преступления должны быть совершены на территории государства-участника или на его морском, воздушном судне;

b) граждане, совершившие эти преступления, являются гражданами государства-участника.

Конечно, это все с учетом, что деяния совершены после вступления в силу статута и в соответствии с датой ратификации для каждой страны.

Дополнительно Римский статут дает право на разовую акцию, она отражена в пункте 3 статьи 12, то есть государства, которые не ратифицировали его, но хотят принять юрисдикцию МУСа на одну определенную ситуацию, могут обратится с заявлением в этот суд о признании временной юрисдикции, а далее передать ситуацию прокурору. В этом случае такое государство как бы становится государством-участником,  но временно и на определенную ситуацию.  Так сделала Украина в свое время в конфликте с Россией и по вопросу её действий в отношении Крыма.  Дело Украины совсем недавно прошло стадию предварительного расследования.

Если вернуться к процессу возбуждения дела в МУС, то Римский статут предлагает три способа (статья 13 статута):

  • Передача ситуации государством-участником. То есть идет обращение Прокурору МУСа с просьбой провести расследование. Или эта же передача только в рамках разовой акции (статья 14 статута).
  • Второй способ. Прокурор возбуждает расследование proprio motu на основе информации о преступлениях, подпадающих под юрисдикцию суда. То есть на основании собственной инициативы, подкрепленной информацией из различных источников, включая НПО и СМИ. Да это как раз конкретно то что и делает наше гражданское общество направляя обращение Прокурору, чтобы он начал расследование proprio motu (статья 15 статута). 
  • И третий способ — самый проломный это передача ситуации Советом Безопасности ООН. Для справки: постоянными членами Совета Безопасности ООН являются Китай, Россия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция, которые обладают правом вето.

Третий способ был не зря назван “проломным”,  так как если передача ситуации государством-участником и инициатива Прокурора распространяются только на преступления, совершенные на территории или гражданином государства-участника Римского cтатута, то в случае если вступает в дело Совет Безопасности ООН юрисдикция МУСа распространяется на любые страны, даже те которые не ратифицировали cтатут.  

Минусы и плюсы МУСа

О плюсах и минусах МУС в рамках контекста событий на кыргызско-таджикской границе можно отметить следующее.

Несомненным положительным моментом является факт того что под давлением принципа независимости государств, понятия суверенитета смог образоваться постоянный международный институт, который установил международную индивидуальную уголовную ответственность.  

Перед Международным eголовным cудом лица не обладают никаким иммунитетом вне зависимости от их должностного положения, судить могут всех даже президентов (пункт 2 статьи 27 Римского cтатута).

Из минусов МУС это суд, который играет дополняющую роль, так указано в самой преамбуле Римского cтатута:

“подчеркивая, что Международный уголовный суд, учрежденный на основании

настоящего Статута, дополняет национальные органы уголовной юстиции… ”

И в статье 1 статута.

Что это означает? МУС не может судить лицо, если:

а)  дело расследуется или в отношении его возбуждено уголовное преследование на национальном уровне, а точнее государством, которое такой юрисдикцией обладает.

б)  дело расследовано государством, которое обладает юрисдикцией в отношении него, и это государство решило не возбуждать в отношении лица.

в) лицо уже было судимо или наоборот оправдано по этому делу национальным судом.

г) дело не является достаточно серьезным, чтобы оправдывать дальнейшие

действия со стороны суда.

Более подробно по вопросам приемлемости статья 17 статута.

Конечно к каждому из пунктов в Римском cтатуте есть оговорки, например, не сработают липовые уголовные преследования, которые отыгрываются с целью оградить это лицо от юрисдикции МУС, нежелание или неспособность государства вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом; признаки отсутствия беспристрастности, независимости в расследовании и отправления правосудия, ну в конце концов неоправданное затягивание. При таких обстоятельствах вышеперечисленные ограничения не сработают и не спасут лицо от преследования МУСом.

Важно также отметить, что национальные механизмы должны не просто осудить виновных лиц, но осудить в соответствии с уровнем деяния, как отражено в Римскому cтатуте. То есть если, например, происходит геноцид, государство не может судить виновных лиц по обычным статьям как убийство, изнасилование.

И следующий важный момент, который следует отметить это время, которое затрачивается как на расследование, так и на сам суд. Одно дело может длится десяток лет.

Активация преступления агрессии

Если по военным преступлениям юрисдикция суда не имеет явных препятствий в отношении Таджикистана, то с преступлением агрессии есть нюансы.

Пункт 2 статьи 8-бис Римского cтатута указывает, что:

“Для целей пункта 1 «акт агрессии» означает применение вооруженной силы

государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или

политической независимости другого государства или каким-либо другим образом,

несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций.

Для того чтобы возбудить дело по агрессии с помощью передачи ситуации государством- участником или с помощью инициативы Прокурора необходимо:

  1. принятие поправки по преступлению агрессии государством-участником, гражданином, на территории которого было совершено это преступление.
  2. Совет Безопасности должен вынести определение в отношении акта агрессии, то есть утвердить его. Без этого определения Прокурор никак не может начать расследование.

А Таджикистан хоть и ратифицировал Римский статут, но поправки по преступлению агрессии не принял, что является также препятствием.

Единственным выходом для нас остается возбуждение Прокурором МУС расследования proprio motu на основании той информации, которая собирается гражданским обществом и журналистами. И конечно без принятия юрисдикции МУС Кыргызстаном преступление агрессии не будет рассматриваться Прокурором.

Привлечь к ответственности высокопоставленных лиц, тем более соседнего иностранного государства — нелегко, но зачем тогда нужно государство, если не защищать и оберегать его граждан, суверенитет, территориальную и политическую независимость?

 

Добавить комментарий

вход