Кыргызская Республика,
г. Бишкек
ул. Сыдыкова 187, офис 28
Иллюстративное фото: Regnum
Автор: Бермет Джаныкулова
Вопрос ужесточения наказания тех, кто совершил сексуальные преступления против несовершеннолетних, снова поднимается в кыргызском парламенте. На заседании Жогорку Кенеша 15 января с.г. депутат Айнуру Алтыбаева высказалась, что меры в отношении таких преступников необходимо ужесточить вплоть до пожизненного заключения и даже смертной казни
И если пожизненное заключение в законодательстве Кыргызстана предусмотрено, то со смертной казнью всё обстоит несколько иначе. Начнем с уровня национального законодательства, а именно Основного закона Кыргызской Республики. Часть 4 статьи 20 Конституции в этой связи прямо предписывает:
“4. Не подлежат никаким ограничениям установленные настоящей Конституцией гарантии запрета:
1) на применение смертной казни, пыток и других бесчеловечных, жестоких или унижающих достоинство видов обращения или наказания”…
Поэтому, в том случае, если государство решит в дальнейшем казнить преступников, для этого понадобится внести изменения в отечественную Конституцию, а ее статья 114, в свою очередь, требует проведения референдума:
“1. Закон о внесении изменений в настоящую Конституцию может быть принят референдумом, назначаемым Жогорку Кенешем”.
Учитывая нынешние настроения в обществе, изрядно ностальгирующем по СССР и советским порядкам, вполне реально провести по этому поводу всенародное голосование. И если, согласно Закону о референдуме, в нём примут участие более 30 процентов от имеющих право голоса, а за снятие моратория на смертную казнь проголосует не меньше половины из них, то такой запрет будет считаться преодолённым на национальном уровне.
Однако существует множество барьеров международного характера — это те соглашения, договоры и пакты, по которым Кыргызская Республика добровольно приняла на себя соответствующие обязательства. Более подробно о таких межгосударственных документах можно прочитать здесь.
Одно из таких международных соглашений — это Второй факультативный протокол (дополнение) к Международному пакту о гражданских и политических правах. К основному документу Кыргызская Республика присоединилась ещё в 1994 году, а Второй факультативный протокол был ратифицирован нашим государством только в 2010 году. Первая же его статья устанавливает категорический запрет на смертную казнь:
“1. Ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства — участника настоящего Протокола, не подвергается смертной казни.
2. Каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции”.
Статья 1 Шестого протокола к Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод также отменяет смертную казнь, но этот документ носит региональный характер, поскольку к нему присоединяются страны Европы. И хотя это и вносит свою лепту в копилку международного опыта исключения смертной казни, но не может прямо обязывать Кыргызскую Республику: “Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен”.
Перешагнуть такой международный барьер Кыргызстан не может. Это коснется не только его имиджа на международной арене, но и повлечёт прямые экономические и политические санкции. Мировое сообщество склонно игнорировать страны, не уважающие права человека и принимающие законы, далёкие от понятия цивилизованности. А особенно в нынешних условиях Кыргызстан не может позволить себе отказаться от донорской помощи, подвергнуться экономическим санкциям и политической изоляции.
Со своей стороны, Совет Европы обозначил свою позицию таким образом:
“Подобное, юридически санкционированное убийство является столь же негуманным, сколь и совершенное преступление, наказанием за которое становится смертная казнь. Жертвы преступлений нуждаются в поддержке и правосудии, но существует множество причин, по которым смертная казнь несовместима с правосудием и другими ценностями нашего общества”.
Сторонники применения этой крайней меры наказания особенно в отношении преступников, посягнувших на несовершеннолетних, чаще всего выдвигают следующие аргументы, у которых, если взвесить их на чаше весов реалий нынешнего мира, тоже оказываются свои слабые стороны:
Автор: Бекболот Касаболотов Иллюстрация: Кадыр Батырканов ОО «Партнерская группа «Прецедент» провела небольшое исследование по соблюдению государственными органами и органами местного самоуправления законодательства о доступе к информации […]
Автор: Бекболот Касаболотов Фото: Pixabay В предыдущем материале мы рассмотрели ответственность за нарушения в государственных закупках по новому кодексу о правонарушениях, теперь поговорим об уголовной ответственности […]