Посты в социальных сетях: моральная и юридическая ответственность

Медиа эксперт Гульнура Торалиева

Сегодня я хотела бы затронуть очень острый вопрос поведения пользователей социальных сетей, а также их моральной и юридической ответственности. Каждый день мы наблюдаем «конфликты» в социальных сетях, обсуждение редко строится конструктивно. Большинство пользователей переходят на оскорбления и распространяют дезинформацию. Кыргызстанский сегмент социальных сетей отличается агрессией, большим количеством фейковой информации, распространяемых с фейковых аккаунтов.

Также по моим наблюдениям, становятся все более популярными страницы так называемых СМИ, которые присутствуют только в социальных сетях, не имеющие выходных данных, редакции и редакционной политики.

Социальные сети в Кыргызстане остаются важной площадкой для обсуждения общественно важных проблем, а также служат эффективным инструментом для поддержания социальных связей. К сожалению, или к счастью, они также предоставляют возможности как для информирования, так и манипулирования общественным мнением путем распространения достоверной и недостоверной информации. В социальных сетях происходят конфликты, «ссоры», часто пользователи переходят на оскорбления, в некоторых можно найти элементы языка вражды или ненависти.

К языку вражды можно отнести распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание таких форм ненависти как проявление расизма, ксенофобии, межнациональной вражды, нетерпимости, гомофобии, сексизма, дискриминации или враждебности в отношении меньшинств, мигрантов и т.д.

Большинство СМИ, а сегодня и пользователей социальных сетей, также ставших каналом распространения информации, несут моральную ответственность по продвижению равенства и недискриминации и недопущению использования риторики ненависти. В большинстве своем пользователи социальных сетей не проверяют распространяемую информацию, не знают или игнорируют этику, используя язык вражды.

При этом многие пользователи социальных сетей убеждены, что они не несут никакой юридической ответственности за свои посты. Однако это не так.

Социальные сети – как и любая другая общественная площадка налагает свои ограничения.
Человека, посягающего на честь и достоинство (и/или деловую репутацию) другого человека, можно привлечь к гражданской ответственности. Мера ответственности может быть разной: от простого опровержения сведения, до возмещения убытков и компенсации морального вреда. При этом неважно, где это происходит – в средствах массовой информации, на публике или в социальных сетях.

Если в тексте пользователя социальных сетей имеет место публичное одобрение террористической или экстремистской деятельности путем публичных выступлений или с использованием сети Интернет, то он может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа на 10 тыс. сомов. 

Под публичным одобрением понимается публичное прославление или восхваление, в том числе восхищение террористической или экстремистской деятельностью. Если в течение года после привлечения к административной ответственности он сделает это еще раз, то его можно привлечь к уголовной ответственности.

Если же публикация пользователя соцсетей направлена на призыв к осуществлению террористической деятельности, то его могут даже лишить свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

То же самое грозит за оправдание терроризма, т.е. публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

В последнее время под публикациями некоторых пользователей социальных сетей можно заметить, как разгорается конфликт на почве национальной или религиозной неприязни. При этом люди забывают или может быть, вовсе не знают, что за возбуждение национальной (межэтнической), расовой, религиозной или межрегиональной вражды, унижение национального достоинства, а также пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной (этнической) или расовой принадлежности можно «попасть за решетку». При этом срок довольно большой – от четырех до семи лет.

С развитием технологий и распространением социальных сетей каждый их пользователь становится производителем информации и каналом ее распространения, что налагает на него как моральную ответственность так и юридическую.

Добавить комментарий

вход